№ 44

1905 г. сентября 16. — Письмо Агвана Доржиева в Министерство иностранных дел России о трудном положении Тибета в связи с вооруженным вторжением туда англичан

Настоящее положение Тибета представляется безвыходным, так как страна, с одной стороны, страдает от чужеземного вторжения [76] и вместе с тем лишена законного правительства в лице Далай-Ламы. Без возвращения Далай-Ламы положение не может измениться к лучшему, а вместе с тем в силу существующих условий Далай-Лама не может вернуться. Чтобы разъяснить суть этого положения и одновременно указать возможный способ устранить существующее затруднение приводятся следующие пункты:

I. Столь печальное положение Тибета, в коем таковой очутился в настоящее время, вызвано насильственным вторжением в глубь страны вооруженных иноземцев (англичан). Хотя неспособность Тибета противостоять столь сильному врагу, как Англия, известна всему цивилизованному миру. Насильственные и преступные действия Англии по отношению к тибетцам во время похода скрыты ими от всех, но следы насилий и грабежа еще не остыли, о чем будет сообщено в особой, более подробной записке. Войска Англии остаются в настоящее время в Тибете, и не только не делаются приготовления к отозванию их, но усиленно строятся казарменные помещения, проводятся телеграфные линии и так далее.

II. По мнению тибетцев всякое сближение с Англией нежелательно и весьма вредно для интересов Тибета, так как образ действий Англии в Индии и других азиатских странах не внушает доверия и уважения к ней.

III. Хотя Тибет с глубокой древности составлял самостоятельную страну, но иногда казался как бы зависимым от Китая, а иногда совершенно независимым ни от кого. При заключении последнего договора 1 Англия хотя и признала сюзеренитет Китая над Тибетом, но договор заключился с представителями тибетского правительства, не оспаривая в данном случае самостоятельности Тибета. Столь неопределенное положение страны и побуждает верховного его правителя Далай-Ламу раз навсегда избавиться от всех тех случайностей, которые испытаны событиями последних лет.

IV. В силу изложенного тибетцы стремятся единственно к защите России и других великих держав, желая добиться окончательного признания за ними самостоятельности и независимости и изъявляя свою готовность не препятствовать всем державам, могущим быть заинтересованной страной, иметь при Далай-Ламе в Лхассе своих представителей, облегчая этим желательное сношение Тибета с державами по торговым и иным делам.

V. Возвращение Далай-Ламы в Лхассу не может быть осуществлено до тех пор, пока не будет отозван из Лхассы китайский амбань, снабженный ныне Богдоханом весьма широкою властью в Тибете, которая незаконно стесняет права остальных в Лхассе регентов.

Представляются две записки о правах амбаней в Лхассе и о прокламации Тирембучи 2. [77]

VI. Равным образом Далай-Лама не может возвратиться в Лхассу, пока будет в силе последний договор Англии с Тибетом и пока не будет заключен другой, новый договор с согласия и ведома Далай-Ламы как верховного правителя страны, так как прежний договор, кроме раздора и осложнений, не может вызвать ничего другого.

VII. Хотя Китай обещал охрану Далай-Ламе при возвращении в Лхассу, но, не доверяя китайцам, Далай-Лама желал бы, в случае обратного путешествия, получить конвой при содействии русского правительства.

16 сентября 1905 г. С.-Петербург

Хамбо Доржиев

АВПРИ, ф. Миссия в Пекине, оп. 7611, д. 402, л. 166 и об., 167. Копия.


Комментарии

1. Речь идет о Лхасской конвенции, заключенной Тибетом и Великобританией 7 сентября 1904 г.

2. Тирембучи (Ти Римпоче) — временный правитель Тибета, подписавший 7 сентября 1904 г. Лхасскую конвенцию.