№ 29

1905 г. января 17. — Письмо царского наместника на Дальнем Востоке адмирала Е. И. Алексеева министру иностранных дел В. Н. Ламздорфу с предложением поселить Далай-ламу в России

В ответ на письмо от сего 17 января, за № 115, имею честь уведомить Ваше Сиятельство, что я присоединяюсь к мнению т[айного] советника] Лессара о нежелательности удаления Далай-Ламы в Синин, так как это было бы равносильно окончательному отказу нашему от пользования его услугами и признанием торжества китайских происков. Во избежание такого исхода казалось бы предпочтительным содействовать переселению Далай-Ламы в русские пределы, если по соображению с общим политическим положением Ваше Сиятельство признаете, что такая мера не вызовет осложнений с Китаем и Англией, и если окажется возможным придать делу характер свободного решения самого Далай-Ламы.

Приведение такой задачи в исполнение, во избежание огласки, казалось бы желательным возложить на местного консула коллежского советника Люба, который независимо от личных качеств, до некоторой степени известных мне по прежней его службе в Маньчжурии, имеет по самому своему положению местного агента русского правительства все данные, чтобы обставить дело наилучшим образом, [65] согласно обстоятельствам и без огласки. Командирование же в Ургу с этой целью такого лица, как т[айный] с[оветник] Шишмарев, встревожило бы китайское правительство и придало бы всему делу особое, нежелательное для нас значение.

Что касается возбужденного в записке Шишмарева вопроса о посылке его в Монголию для изучения положения дел в малоизвестных частях этой страны, то хотя в принципе, как уже было мною ранее высказано, я признавал бы такую поездку полезною, но полагаю, что окончательное решение этого вопроса должно быть поставлено в связь с положением нашим на театре войны и во всяком случае отложено до того времени, когда обстоятельства примут более благоприятный для нас оборот.

АВПРИ, ф. Китайский стол, оп. 491, д. 1455, л. 43. Копия.