№ 113

1913 г. — Записка Агвана Доржиева Председателю Совета министров В. Н. Коковцову с сообщением о том, что Тибет отделился от Китая и образовал самостоятельное государство, которое готово установить дружественные отношения с Россией и Англией

Когда маньчжурский Император отрекся от престола, в Тибет пришли китайцы и разграбили государственную казну и имущество — скот, хлеб и серебро частных лиц, предали огню храмы и жилища, всего на много миллионов рублей; убили и ранили несколько десятков тысяч человек. Имеется точный перечень произведенных китайцами опустошений, с указанием места, времени и сопровождавших эти опустошения обстоятельств. Ввиду таких неимоверных жестокостей и притеснений со стороны китайцев Тибет ни в каком случае не может объединиться с ними в одно государство. Соответственно этому частью проведены, частью желательно провести следующие мероприятия.

1. Тибет, освободившись из-под власти маньчжурской династии, отделился от Китая и образовал самостоятельное, ни от кого не зависящее государство с правом принимать и отправлять послов в другие страны. Взамен прежних несправедливых порядков устанавливаются новые, [193] отвечающие благу и интересам тибетского народа. Тибет содержит армию для охраны своей безопасности, но ни на кого нападать не намерен.

2. Никакая держава не должна вмешиваться ни во внутренние, ни во внешние дела Тибета.

3. Тибет входит в дружественное соглашение с Россией и Англией. Англии и России предоставляются преимущественные перед другими права по торговле. При этом, так как ввоз английских товаров в Тибет весьма значителен и ввиду близости Индии особых затруднений не встречает, то в интересах тибетской казны эти товары будут облагаться умеренной пошлиной. Русский товар проникает в Тибет в незначительном количестве и издалека, потому будет освобожден от обложения. Другим странам также предполагается разрешить торговлю, но их товары будут облагаться пошлинами в полном размере.

4. Россия и Англия оказывают совместно помощь к тому, чтобы китайские войска не вводились в Тибет.

5. Тибетское правительство приглашает военных и других инструкторов и учителей, причем они могут быть приглашаемы или из любой страны, или только из России; этот вопрос решается совместно с русскими.

6. Тибет приобретает в России всякого рода оружие и снаряды и заключает займы.

7. Иностранцы допускаются к эксплуатации горных богатств (золото, серебро и др.), причем это право может быть предоставлено или всем державам, или одной России, или России и Англии вместе — вопрос этот решить согласно желанию России. Кому бы, однако, ни выдавались концессии на разработку горных богатств, концессионеры должны руководствоваться тибетскими государственными законами.

8. Россия и Англия имеют право открывать в Тибете отделения своих государственных банков. Другим странам предоставляется право на открытие лишь небольших кредитных учреждений.

9. В Тибете никому не будет предоставлено никаких монопольных прав (ни в промышленной, ни в торговой, ни в какой-либо другой области).

В целях развития русской торговли с Тибетом необходимо принять, возможно неотлагательные, следующие меры:

а) улучшить пути сообщения через Куку-нор и обеспечить торговые караваны от нападений разбойников, озаботившись искоренением последних;

б) учредить караван-сараи для хранения товаров в Куку-норе, Цай-даме и Накчу;

в) содействовать распространению в Тибете русских и тибетских денежных знаков, открытию учреждений мелкого кредита, товариществ и т.д.;

г) командировать в Тибет для изучения местного рынка и условий торговли серьезного, хорошо подготовленного человека. [194]

Верно: За начальника отделения Канцелярии Совета министров — Э. Шольц.

Помета, сделанная в канцелярии Совета министров: Уполномоченный Далай-Ламы Цанид Ханчен Агван Доржиев представил эту записку Председателю Совета министров В. Н. Коковцову, который 6 апреля 1913 года передал ее мин[истру] иностранных дел С. Д. Сазонову.

АВПРИ, ф. Китайский стол, оп. 491, д. 1480, л. 62-63. Копия.