№ 110

1912 г. сентябрь. — Телеграмма группы китайцев, проживавших за границей, пекинскому правительству с рекомендацией направить войска в Тибет и Внешнюю Монголию для защиты этих окраинных районов Китая от агрессивных действий великих держав

«Минь-ши-бао», 10 сентября 1912 года.

На днях от китайских резидентов за границей получена весьма длинная телеграмма по монгольскому и тибетскому вопросам [187] следующего содержания: «Упрочение в Китае республиканского строя встречает, конечно, серьезные затруднения, причем особую тревогу должно внушать не внутреннее состояние страны, так как водворение здесь прочного административного порядка является делом сравнительно легким, а то обстоятельство, что иностранные державы, воспользовавшись благоприятным для них случаем, стремятся захватить окраинные владения Китая и нанести ущерб нашим суверенным правам. В настоящее время Япония, Россия и Англия вызывают беспорядки в Монголии и Тибете с целью захватить эти страны. Если китайское правительство не проявит в данном случае своего авторитета и силы, то нам будет грозить сперва потеря наших окраин, а затем и внутренних провинций. В настоящее время за границей внимательно следят за решением, которое примет китайское правительство по вопросу об организации похода в Монголию. В эту опасную минуту нельзя показывать своего бессилия и спокойно готовиться к уступкам. Мы слышали, что со стороны Японии и России предъявлено требование об удалении из Монголии представителей китайской администрации и китайских войск. Мы слышали также о предъявленном Англией требовании об отозвании направленной в Тибет военной экспедиции, об отказе Китая в будущем иметь китайские гарнизоны в Тибете, а также об отказе китайского правительства ввести в Тибет общую провинциальную систему администрации. Согласится ли правительство на эти требования и допустит ли оно, чтобы Хутукта и Далай-Лама заключали внешние займы под обеспечение монгольских и тибетских земель, — вот вопросы, которые нас крайне интересуют. О возможности потери важных для нас областей Монголии и Тибета при республиканском строе, тогда как они не были потеряны в период правления Да-цинской династии, не только не могли думать мы, китайские резиденты за границей, но столь благоприятного для себя случая не ожидали даже Япония, Россия и Англия. Нельзя допускать, чтобы Лу Чжэн-сян, коему поручено руководство внешней политикой, ссылаясь на болезнь, не обращал бы внимание на монгольский и тибетский вопросы, и необходимо, чтобы правительство немедленно же начало с Японией, Россией и Англией самые серьезные переговоры по монгольскому и тибетскому вопросам и, опираясь на силу, не допустило бы их вмешательства в монгольские и тибетские дела. С другой стороны, необходимо приступить к сформированию отборного отряда войск, который под начальством одного из храбрых и опытных военачальников, как, например, Хуан Син 1 или Ху Ин 2, мог бы отправиться в Монголию и Тибет. При таких условиях не трудно было бы обессилить тибетцев и монголов и умерить агрессивные замыслы Японии, России и Англии.

Вопросом о снабжении войск правительство не должно быть обеспокоено, так как мы, проживающие за границей китайцы, готовы свои последние средства пожертвовать на это дело. Ввиду сего если [188] правительством выработан определенный план действий против Монголии и Тибета, то мы просим его нам сообщить, после чего мы немедленно переведем в распоряжение правительства необходимые ему средства».

АВПРИ, ф. Миссия в Пекине, оп. 761, д. 341, л. 125-127. Перевод с китайского, современный подлиннику.


Комментарии

1. Хуан Син — один из руководителей Синьхайской революции 1911-1913 гг.

2. Ху Ин — участник Учанского восстания 10 октября 1911 г.; был первым министром иностранных дел Учанского революционного правительства.