Общий обзор за 1911 г.

(окончание.)

Опасности пред лицем Китая.

Теперь обратим наше внимание на мрачную сторону Китая, которая в настоящее время есть одна из серьезнейших опасностей перед лицем Китайской цивилизации. Как по всемирным законам, так и по законам Божиим силы нации еще не пробуждены до той степени деятельности, которая способна к великим изобретениям и дала бы народу возможность одолеть существенными средствами земли, ибо сначала духовная потребность народа вызовет сообщение с Богом, а уже чрез это оживут нравственные и духовные способности нации. Все писатели о цивилизации признают, что она состоит из уравновешанного и правильного развития нравственных интересов человечества. В духовном отношении этот прогрес получил свое начало в оживотворенной духовной жизни нации. Тем не менее однако возможно для язычников, пришедших в соприкосновение с несовершенной христианской цивилизацией, принять те части этой полу-христианской полу-языческой цивилизации, какие желательны для них, забывая все остальное. Так например Американские Индейцы пришедшие в соприкосновение и с божественной и с испорченной полухристианской цивилизацией, которую белые народы привезли в Америку, они выбрали для себя не библию и азбуку, а порох и ром, вследствии чего они все почти вымерли. Точно также каждый порт в Африке был осквернен присутствием продавцов невольниками и еще оскверняется грузом рому. Также и каждый порт Дальнего Востока осквернен в настоящее время, благодаря соприкосновению с Западной цивилизацией, потому что язычников более завлекают западные пороки, чем западные добродетели. Так и Китайцы скорее очаровываются нашими материальными изобретениями, которые действительно хороши в себе проявившееся чрез христианство и они вероятно примут наши жел. дороги, телеграфы, телефоны, наши методы при разработке копей и мануфактуру, наши западные науки и образование и могут преобразовать свое государство на образец конституционной монархии или Американской республики, и вообразите, что [5] все эти блага Китай получит с запада. Если Китай просто примет существенную цивилизацию западных наций без принятия духовной жизни и нравственной дисциплины на которых все основано и которые есть причины нашего существенного прогресса, тогда цивилизация испортится прежде, чем созреет. В этом заключается вся тяжесть Церкви.

Действительно Китай может принять, Английскую или Американскую форму правления государства. Но ведь всякому известно, что эгоизм и испорченность может процветать, как при конституционой монархии, так и при народоправлении, точно также и при деспотизме. Так пишет Herbert Spencer: «Нет никакой политической алхимии посредством которой мы могли бы приобрести чрез ведущие инстинкты золотое правление». В Китае почти всегда царит всеобщая испорченность нравов как между Китайскими должностными лицами, так равно и Маньчжурскими; суеверие в большом ходу; народное невежество ужасное; реформа против уродования ног сделала очень малый успех; указ, уничтожающий рабство, действителен только на бумаге; многоженство все еще существует; общества явно организованы на эгоистичном основании собственных интересов, лишь бы существовать на счет других, а разные племена принадлежащие Китаю настроены враждебно одно против другого. Нравоучения Конфуция мало защитительны, а его ложное толкование истории подымает вопрос был ли действительно искрений его личный нравственный прогрес или только отчасти для возбуждения эфекта. Какой надеждой обогащаются эти печальные, но несомненые условия побуждающие целое тысячелетие провозгласить республику?

Не должны ли бы мы ожидать, что Китайцы догонят политическое тысячелетие. Соединенным Штатам пришлось бороться 7 лет, чтобы получить независимость, да еще более 6 лет, что бы принять конституцию, которую впоследствии они преобразовали в республику, в то время как гражданская война с 1861-65 год показала, что одна из серьезнейших правительственных проблем осталась неустроена и чуждая раса все еще существующая в сердце республике показывает, что серьезнейшая социальная проблема все еще не разрешена. Франция, в течении 80 лет боролась с деспотизмом и благодаря кровопролитной революции, после которой последовало военное диктаторство Наполеона, а также прогресса и реакции последующих лет, пришла к республике в 1870 г. Поэтому какое право имеют западные нации ожидать от Китайских предводителей, чтобы они [6] приготовили 400,000,000 народ перейти от восточного деспотизма к Китайской республике в течении нескольких недель заседаний выборных в Нанкине.

Сопоставляя все эти заключения в одно наш взгляд на Китайскую историю с одной стороны показывает, что движения, которые вырабатывались в течении столетий, внезапно достигли желаемого и что новая эра осветила и произвела эфект на 1/5 человечества, — в то время как с другой стороны настоящие условия Китайцев такие, что только живущие в воображаемом рае, все еще спящие и дремлющие могут думать, что провозглашение республики осветит целое тысячелетие.

Миссионерский образ правления.

Поэтому, что мы делаем? Во-первых, позвольте нам побудить правительства наших стран, чтобы они воздержались от всяких вмешательств, а сверх всего, чтобы они не воспользовались настоящим несчастием Китая, именем закона и порядка и не расхитили бы территория, которые были признаны в течении нескольких веков принадлежащими Империи. Хотя возможно, что некоторые из миссионеров возлагают на себя совершенно не соответствующие заботы, лишь бы вмешаться в дела Китая, или некоторые стараются сделаться советниками Китайских предводителей; но навязчивость многих неисканных советов предложенных Китайцам, должна произвести впечатление на последних, почти как дерзость.

Обратимтесь теперь к нашей верной работе, тяжесть кризиса с одной стороны и беспредельность благоприятных случаев с другой могли бы повести нас к серьезным рассуждениям о равной степени нашей работы, так чтобы не было ни малейших трений на этих новых ответственных митингах. Быть может эта безмерность и неожиданность Китайского переворота приведет наши церкви к такому равенству, после чего последует соединение всех христианских церквей и с помощью же Китайского кризиса быстро подвинутся вперед наши труды о распространении Царства Небесного на земле. Наконец хотя и на мгновение, но приятно равенство нужд по мере желания. Например в христианской литературе в настоящее время беспримерное требование не только книг о христианских принципах государства, о конституции и формах правления, о христианстве и реформах, но также поступили требования на самую библию, в [7] особенности на новый завет. Христианское литературное общество не в силах выполнить того, что требуется, дабы литература оказала влияние христианства в статьях о тюремной реформе, об облегчении бедствий, об уничтожении суеверий и о поднятии прав женщин. В самом деле, с одной стороны себялюбивая преданность женщинам для высшего уважения расы и почтение оказываемое этим неэгоистичным женщинам с другой стороны есть только пустой знак на бумаге всякой цивилизации. Не только христианско-литературное общество, но наше большое библейское общество едва ли сможет справиться с той огромной работой, какая необходима в настоящее время. Г-н Милтон, Стюарт и свящ. Блакстон успели, как видно по воле Провидения окончить до настоящего переворота печатание 20,000,000 библейских листов в 1912 г. для обнародования и раздачи оных.

Между Китайцами есть например такие желания, которые прежде никогда не были приложимы к христианству. Они озабочены об устройстве госпиталей, о занятиях красного креста, о помощи голодающим, об управлении инженерными работами, дабы предотвратить будущие наводнения и уменьшить будущий голод.

Кроме того мы должны заметить, что прежнее намерение, дабы совершенно изъять христиан из всех слоев народной жизни, наконец как бы временно исчезло.

Действительно, в настоящее время у них такие требования, которых прежде никогда не было ни у одной нации, а именно они ищут молодых людей воспитанных в христианских странах и проникнутых христианскими принципами, чтобы они могли помочь образовать правительство и вести политику нации.

Какое новое усилие потребуется от миссионеров для разрешения кризиса? Нас просят оказать помощь в госпиталях, с помощью христианской литературы, образования и проповедью Евангелия. Особенно было замечательное требования вести проповедь Евангелия среди революционеров-солдат. Наша главная ошибка была наша неуверенность в будущие, а поэтому теперь всеми признано, что наши приготовления были недостаточны, как в госпиталях и школах, так равно и в христианской литературе, ибо мы не предвидели этот близкий и огромный переворот, а поэтому и не готовы для настоящего времени. Так например, мы приготовили для народной службы и Китая в настоящее время только горсть хорошо обученных молодых христиан-Китайцев, в то время как мы могли бы иметь их сотни и даже тысячи. Но теперь уже бесполезно сожалеть о [8] недостатках предусмотрительности и приготовлений для настоящего переворота. Лучше подумаемте, что произойдет в течении хотя бы 20 лет с 400,000,000 Китайским народом с бесконечно неразрешенными проблемами и с еще более пылким и острым умом, коим они обладают теперь, и постараемтесь соединить наши силы для совместной работы и обучить возможно большее число Китайцев к 1920 и 30 г. А также постараемтесь, чтобы одинаково был бы охарактеризован наш огромный успех не только по образованию, но также по литературе и медицине. Фундаментальным и необходимым условием нового Китая — это возрожденный Китаец. А возрождение нации может осуществиться только благодаря проповеди Евангелия с помощью трудов тысячи миссионеров и Китайских проповедников. Поэтому, если новая цивилизация докажет как беспрестанный, так и прогрессирующий успех и с наступлением новой эры не последует реакция то этот успех нужно отметить, как замечательный в целом мире и Китайцы должны иметь Христа. Поэтому сопоставим все мною написанное в три изложения: во-первых, наше обозрение Китайской истории показывает, что настоящий переворот похож более на эволюцию, чем на революцию, отмечая новую эру цивилизации 400,000,000 народа и вероятно всего Востока, а возможно и света; во вторых настоящие условия Китайцев побуждают нас признать, что они еще далеко, далеко от того, что бы осветить тысячелетие; а в третьих, обещание Бога и исполнение этих обещаний в человеческой истории дает нам уверенность, что у Китая есть только одна надежда на Спасителя, также как и у всего света.

Текст воспроизведен по изданию: Общий обзор за 1911 г. // Китайский благовестник, № 3. 1913

© текст - ??. 1913
© сетевая версия - Thietmar. 2018
© OCR - Иванов А. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Китайский благовестник. 1913