Обозрение станов миссии в провинциях Ху-бэй, Цзян-си и Хэ-нань в 1912 году.

(Архимандрита Симона.)

В провинции Хубэй в настоящую поездку посещено мною восемь мест, кроме Ханькоу. Все эти места находятся на левом берегу Янцзыцзяна на запад от Ханькоу. Первое из них — торговое селение Сяньтаочжэнь. Школа Миссии существует там с 15-го августа 1909-го года; ученики этой школы (28 человек) были окрещены в сентябре 1910-го года. Тогда же было окрещено там еще 19 человек местных и окрестных жителей. В апреле и мае 1911-го года еще было окрещено в Сяньтаочжэнь 5 учеников и 17 местных и окрестных жителей. В настоящий раз окрещено (12-го сентября 1912 го г.) 22 человека, в том числе 13 учеников. На исповедь и к св. причащению являлось 42 человека. От готовящихся ко крещению и приступающих ко причащению требовалось знание символа веры, молитвы Господней, молитвы «Богородице Дево, радуйся» — и 10-ти заповедей; большинство удовлетворяли этому требованию. В Сяньтаочжэньской школе в настоящее время обучается 38 человека — все крещенные, в числе их три девочки. Пятеро старших учеников (3 из Фынкоу, 1 из Чжан-тан-коу и 1 местный) с половины 1911-го года живут при школе и пользуются пищей от Миссии. Беспорядки революции заметно задержали успех школы, но то, что изучали, ученики отвечали довольно твердо. Прежний учитель оставил нашу школу и теперь учителем состоит Андрей Чэн, 33-х лет, человек хороших качеств и способный, но он считает свою должность при школе в Сяньтаочжэнь временною и рассчитывает по достаточном изучении под руководством послушника Тарасия православной веры получить должность проповедника на своей родине в Хэйлюду уезда Тянь-мынь. [5]

В настоящий мой приезд устроено было на 13-14 сентября большое собрание христиан со всей окрестности, — собралось более двухсот человек. Такие собрания уже несколько раз были устраиваемы в Сяньтаочжэнь, при чем пасхальные собрания отличались особой торжественностью. В этот раз собралось народа менее, чем сколько ожидалось, — было время собирания хлопка. Уже с утра 13-го числа наша квартира, украшенная внутри и снаружи, приняла праздничный вид; с половины дня начал собираться народ. В начале шестого часа вечера все прибывшие и местные собрались в помещение школы. Пропели «Царю небесный» (пели все, — конечно это было весьма нестройное пение); потом сопровождавший меня из Пекина Малахия Чжао сказал о празднике воздвижения честного креста; затем Тарасий просил меня чрез него сказать что-нибудь собравшимся, я дал ему мысли; он, повторив о празднике, говорил о кресте как знамени Царства Божие, как о жертвеннике, на котором принесена искупительная жертва, и — в заключение — об обязанности и пользе для всякого христианина ограждать себя крестным знамением, а также о легкости для всех соблюдения этого обычая. Все это было сказано просто, убедительно и каждая мысль несколько раз повторена. По окончании Проповеди пропето «Достойно есть» и потом предложена христианам пища. В 9 часов начата всенощная, продолжалась она один час. По выносе креста до окончания службы и после присутствующие подходили прикладываться. После этого опять была проповедь, — сначала проповедывал Тарасий, потом Малахия. Наутро часов с 9-ти опять была проповедь, часов в 10 начата служба (часы и обедница), по окончании ее все прикладывались ко кресту. Потом, пообедавши, начали расходиться по домом, пред уходом приходили принять благословение.

Эти собрания — не наша выдумка, обычай собираться на праздничный обед людям одинакового рода занятий или членам какого-либо общества создан самою жизнию китайского народа и мы в данном случае ступаем, так сказать, на твердую почву. Обыкновенно при таких собраниях каждый приносит условленный денежный вклад, а если случится перерасход, то доплачивают устроители праздника. Так бывает и у нас.

В обычное время ученики Сяньтаочжэньской школы два раза в день — по окончании утренних и вечерних занятий — собираются на молитву, а живущие при школе ученики, кроме того, молятся (по молитвослову) утром — пред началом занятий и [6] вечером — пред сном, также и учитель с ними. Во время моего пребывания в Сяньтаочжэнь ежедневно приходили некоторые христиане — добровольные помощники Тарасия. С ними мы обыкновенно начинали чтение нового катихизиса (синь-цзин-вэнь-да), при чем это чтение переходило в беседу. Из Сяньтаочжэнь я отправлялся в окрестные селения, где есть христиане, и снова возвращался в Сяньтаочжэнь. Таких поездок было три.

Первая поездка — в Фынкоу (***) и Юаньцзякоу (***) — продолжалась с 7-го по 11-ое сентября. Наша школа в Фынкоу существует с половины 1908-го года, а проповедь православной веры начата там уже лет 12 тому назад. К 1910-му году там было человек 30 христиан, преимущественно мальчики-ученики, 3-го сентября 1910 го года окрещено 13 мальчиков и двое взрослых, в 1911-м году 28-го апреля окрещено еще шесть мальчиков и четверо взрослых, в настоящий раз, 8-го сентября, окрещено семь мальчиков (один из них 2-х-летний — сын учителя). В школе в настоящее время обучается 15 мальчиков (от 7 до 14-летнего возраста), некрещенных из них — двое. Успехи школы — малы. Из крещенных прежде к исповеди и св. причащению являлось 13 мальчиков и 6 человек взрослых. Ученики ежедневно два раза собираются на молитву, на молитве я и застал их, когда приехал вечером 7-го сентября.

В Юаньцзякоу наша проповедь начата в 1903 году, по обстоятельства тогда были неблагоприятны. В 1906 году пожертвован для Миссии дом и немного земли. Прежде в разное время в Юаньцзякоу было окрещено человек 30, из коих более половины — мальчики. В настоящий раз — 10-ю сентября — было окрещено еще четыре мальчика (из семейств христиан). Для крещенных мальчиков еще в 1910-м году открыта была школа, но существовала недолго; в конце 1911-го года эта школа была восстановлена, но теперь учитель отказался от своей должности и дом остается пустым. При моем приезде в Юаньцзякоу там было 11 учеников, но большинство из них, надо полагать, не всегда бывали в школе, знают мало, так что отказ учителя от должности вполне уместен. Плодотворнее было бы пожалуй устроить в Юаньцзякоуском доме мастерскую для обработки хлопка, изготовления ниток и выделки холста, ото могло бы дать кусок хлеба нашим ученикам, которые при этом имели бы возможность и веру изучать. А со временем можно бы заняться там и шелководством. К исповеди и св. причащению являлось в настоящий раз 21 человек, из них шестеро взрослых. Было [7] и нечто новое сравнительно с обычными нашими делами при объезде станов: меня просили помолиться на могилах Никодима Чжао и Феодосия Гао, что я и исполнил, — с кадилом и свечами.

Вторая поездка из Сяньтаочжэнь была совершена в селения Лоу-цзуй (***). Лу-гуань-мяо (***), Чжан-тан-коу (***) и Синь-коу (***), продолжалась она с 15 по 19-ое сентября.

Селение Лоу-цзуй находится на левом берегу реки Сян, на которой стоит и Сяньтаочжэнь, вниз по течению от последнего. Ехали мы туда в лодке несколько более двух часов. На берегу встретили нас с флагами, бубнами и хлопушками и провели но улице чрез все селение. С весны нынешнего года (1912-го) нанимается здесь квартира для проповеди и молитвы. Особого проповедника или учителя нет в Лоу-цзуй, проповедь вел там Сяньтаочжэньский проповедник Тарасий, он же изыскивал и средства на уплату за квартиру. В молитвенной комнате вся передняя стена была задрапирована свежими кипарисовыми ветвями и украшена бумажными цветами, а среди этого украшения повешено изображение Распятия, привезенное из Пекина. По приезде мы экзаменовали готовящихся ко крещению; они читали наизусть символ веры, заповеди, «Отче наш» и «Богородице Дево»; правда, не все выполнили эту программу, но важно то, что эта программа установлена. В этот день — 15-го сентября — окрещено в Лоу-цзуй 22 человека, в числе их только один мальчик, остальные все взрослые. 16-го сентября новокрещенные были причащены св. Таин, и мы отправились опять на лодке вверх по реке — в селение Лу-гуань-мяо. При высадке на берег (правый) нас встретили е бубнами, дудками, хлопушками и с флагами. От берега до селения нужно было пройти с версту, и все время, пока мы шли. били в бубны, дудели и жгли хлопушки. В Лу-гуань-мяо так же. как и в Лоу-цзуй, нанимается Тарасием квартира (с 1912-го года). Убранство молитвенной комнаты такое же, как в Лоу-цзуй. В Лу-гуань-мяо имеется проповедник — Филипп Ло, с марта настоящего года получающий от Миссии содержание. Существует уже и маленькая школа-14 учеников (от 7 до 11-ти-летнего возраста). Все они твердо читали наизусть символ веры, заповеди, «Отче наш,, и «Богородице Дево»; печатных книжек у них не было, а изучали они это по рукописным тетрадкам, присланным из Сяньтаочжэнь. По той же программе готовились ко крещению и взрослые, а также и крещенные в прошедшем году в селении Ло-ба-цзя, явившиеся на исповедь. В Ло-ба-цзя крещено было в прошедшем (1911) [8] году 21 человек, но на исповедь являлось в Лу-гуань-мяо только 9 человек. Лобацзяские христиане считаются теперь прихожанами Лугуаньмяоского молитвенного дома. В настоящий раз окрещено в Лу-гуань-мяо 35 человек, в том числе и 14 мальчиков-учеников. Для готовившихся к исповеди и ко крещению были объяснены но молитвослову 10 заповедей, а наутро пред причащением — заповеди блаженства. Такого порядка держались мы и в других местах.

17- го сентября мы отправились в Чжань-тан-коу. Христиане настояли, чтобы я ехал в носилках и вообще постарались торжественно обставить наше шествие; впереди, между прочим, несли два больших пяти полосных китайских флага с крестами наверху. Но просьбе одного из новокрещенных мы заехали к нему в дом — в селении Чянь-цзя-да-цяо. В комнату за нами собралось много народа. Тарасий проповедывал об Истинном Боге-Творце мира, о нашей надежде на воскресение и вечное блаженство; Малахия говорил о дивных явлениях Божией премудрости в законах природы; потом опять говорил Тарасий. Часов около 11-ти дня мы прибыли в Чжан-тан-коу и остановились в доме Иакова Лэй. Этот дом считается местом воскресных собраний Чжантанкоуских христиан. Нужно заметить, что в Хубэй у христиан всех исповеданий строго соблюдается обычай собираться но воскресным дням для молитвы и поучения, и кто уклоняется, того как бы и не считают своим. В Чжан-тан-коу христиан еще немного: в прошедшем году (1911) было окрещено в Сяньтаочжэнь 8 человек из Чжан-тан-коу и один окрещен в Синькоу. На исповедь и к причащению из них явилось б человек. В настоящий раз окрещено 19 человек (в числе их один из Синь-коу).

18- го сентября приехали мы в Синь-коу, где с 1911-го года открыта наша школа в даровом помещении. Ученики этой школы — 27 человек — были окрещены в прошедшем году 24-го апреля; тогда же (23-го апреля) было окрещено еще 28 человек, в том числе 4 женщины, 3 девочки и несколько малолетних мальчиков. В настоящий раз крещения в Синькоу не было совершено. Из крещенных в прошедшем году к исповеди и св. причащению являлось 32 человека. В школе оказалось только 16 учеников; познания их за год вперед почти не подвинулись. Учителю отказано в должности и школа закрыта.

19-го сентября мы возвратились в Сяньтаочжэнь, а 20-го числа — с утра — отправились в новое путешествие вверх по реке [9] Сян — в селение Хэй-лю-ду (***) уезда Тянь-мынь (***), приехали туда около 10 часов утра 21-го числа, ночь стояли у берега около селения Юе-коу. В Хэй-лю-ду останавливались мы в доме родственника Сяньтаочжэньского учителя Андрея Чэн. Окрещено там 23 человека, в том числе 10 малолетних (от 3 до 11 лет). Представлена утвержденная в Тяньмыньсяне запись о пожертвовании для Миссии земли (не более одного му), но эта земля вне селения и для Миссии пока бесполезна. 22-го числа вечером мы сели в лодку и на следующий день часов в 6 вечера приехали в Сяньтаочжэнь. Этим закончилось обозрение станов Миссии в провинции Ху-бэй. По возвращении в Ханькоу там еще был окрещен мною один человек.

Всего окрещено в этот раз в провинции Хубэй 133 человека; прежде в разное время окрещено человек 226, умерших из них 7 человек, следовательно в живых остается человека 352.

Из Ханькоу ездил я в провинцию Цзян-си. В марте настоящего года (1912) иеромонахом Аароном окрещено было 60 человек в селении Сяо-чи-коу (***), которое находится на левом берегу Янцзыцзяна против города Цзюцзян. Там была открыта школа. По приезде в Сяо-чи-коу (26-го сентября) я проверил список христиан, являлось их только 28 человек. Познания их о вере весьма слабы. Учитель школы — из местных новокрещенных — также оказался способным преподавать только китайские книги. Крещенный в Шанхае Софроний Вань, через которого началось наше дело в Сяо-чи-коу, не мог более оставаться там. Я нашел бесполезным держать школу при таких условиях и предложил христианам выбрать из своей среды представителей, с которыми мы могли бы сноситься, а учителя и Софрония рассчитал.

Из Цзюцзяна ездил я еще во владения Миссии в горах Люлин, где с июня настоящего года трудится монах о. Иона. При посредстве своего переводчика-семинариста Тимофея Тан — о. Иона подготовил ко крещению работника, его жену и сына — мальчика. Они и были окрещены 29-го сентября. Этот работник — житель ближайшего селения за горой и крещение его дает надежду со временем распространить православную веру и в этом крае. Таким образом, в провинции Цзян-си мы имеет 63 человека христиан.

3-го Октября приехал я в Кайфынфу (***), главный город провинции Хэнань. Наша школа в Кайфынфу открыта с осени 1907 [10] года. В декабре 1907-го года окрещено там 5 человек, в апреле 1908 года окрещено 21 человек, в декабре того же года — 11 человек, в мае 1909 года окрещено 31 человек мужеского пола и 19 женского, в декабре того же года окрещено 16 человек, в августе 1910 го года окрещено 11 человек мужеского пола и 11 женского, в апреле и мае 1911 года окрещено 10 человек, в настоящий раз (5 октября 1912 г.) окрещено 9 человек. Итак, всего было окрещено 144 человека, по к св. причащению являлось в этот раз, кроме новокрещенных, только человек 30. В школе обучается 23 мальчика; крещенных из них 9, а остальные преимущественно малолетние и учатся у нас менее года, а потому я не решился их крестить. Женская школа открыта в Кайфынфу с 1909 года. В настоящее время в ней обучается 23 девочки (9-15 лет); крещенных из них 6, из остальных — большинство вновь поступившие. При школе две учительницы и прислуга. На экзамене старшие ученицы отвечали наизусть молитвослов и некоторые другие книжки. По заведенному прежде порядку бывает ежедневно два раза молитва с пением; пение хотя и не вполне согласно с церковными напевами, но, можно сказать, сносное. Учитель школы Феодор Хуан каждый раз после молитвы говорит поучение, причем задает вопросы и присутствующие отвечают.

7 октября я приехал в Вэй-хуй-фу где стан нашей Миссии существует с 1905 года. В первый раз крещение в Вэй-хуй-фу было совершено в октябре 1905 года, окрещено тогда 27 человек, затем в декабре 1907 года окрещено 16 человек, в апреле 1908 гола окрещено 10 человек, в декабре 1908 года — 18 человек, в апреле 1909 года — 16 человек, в декабре того же года 11 человек, в сентябре 1910 года окрещено 11 человек, в мае 1911 гола окрещено 12 человек (в том числе одна женщина), в настоящий раз окрещено (8 октября 1912 года) 29 человек (В том числе 15 учеников) Кроме того человека четыре из Вэй-хуй-фу было окрещено в Пекине. Итак, всего было окрещено человека 154. К св. причащению являлось в настоящий раз, не считая новокрещенных, только 29 человек. Прежде в Вэй-хуй-фу у нас было 4 школы (2 в городе и 2 за городом), в прошлом году одна (загородная) школа упразднена, а теперь из остальных две (которые в городе) соединены в одну. В этой соединенной школе более двадцати учеников, из них пятеро старших получают пищу от Миссии, троих из этих пяти можно считать [11] кандидатами на перевод в семинарию; из охальных — крещенных 14 человек (в том числе 12 новокрещенных), а прочие — вновь поступившие и мало еще подготовлены. При школе два учителя. Ученики школы, которая в деревне Цзан-чжуан, не были в этот раз экзаменованы, их там более десяти, почти все крещены (с числе новокрещенных — трое оттуда). Порядок; заведенный прежде, два раза в день собираться на молитву, твердо поддерживается, но к сожалению ученики совершенно разучились петь, чему обучал их в 1908-9 году иеродиакон Иннокентий; впрочем, из учеников того времени многих уже нет в школе.

9-го октября я приехал в Чжандэфу (***). Наша школа открыта там в конце 1909-го года. В первый раз крещение совершено в Чжандэфу 17-го августа 1910-го года, окрещено тогда 56 местных и окрестных жителей (в том числе 29 мальчиков). В настоящий раз (10-го октября) окрещено двое (один взрослый и один мальчик). Из крещенных в 1910 году на исповедь являлось только шесть человек. Из учеников, поступивших в школу при открытии ее и крещенных в 1910 году, осталось только двое. Всего учеников в школе 10 человек, из них семеро, остающиеся некрещенными, поступили только в настоящем году. При школе учитель и сторож. Правило — ежедневно собираться два раза на молитву — соблюдается.

Остальные три Хэнаньские шага — в Даокоу (***), в Цисяне (***) и Нинлинсяне (***) — я в настоящий раз не посещал. В Даокоу наша школа открыта в конце 1909-го года. 22-го сентября 1910-гогода там окрещено 34 человека(в том числе 25 учеников) в мае 1911-го года еще окрещено пять мальчиков. Из Даокоу вызван был мною в Вэйхуйфу учитель; в настоящее время там 24 ученика; христиане не собираются; подготовленных ко крещению нет.

Из Нинлинсяня был мною вызван в Кайфынфу учитель, он сообщал и о Цисяньском стане. В Цисяне мы имеем квартиру с половины 1908-го года. В мае 1909-го года там окрещено было 58 человек (в том числе много мальчиков) в августе 1910-го года еще было окрещено 11 человек (из них 10 мальчиков), 12-го мая 1911-го года окрещено 8 человек (5 взрослых 2 мальчика и 1 женщина). В настоящее время школы в Цисяне нет, закрыта она с осени 1911-го года за неимением подходящего учителя.

В Нинлинсяне наша школа открыта с февраля 1909-го года. В декабре 1909-го года там окрещено 16 человек, в [12] августе 1910-го года окрещено 12 человек (10 мальчиков и 2 взрослых). В школе учеников немного.

Итак, всего в провинции Хэнань было окрещено 500 человек, умерло из них 21 человек, остается 479.

В Хубэй 352 человека, в Цзянси — 63 в Хэнань — 479, всего 894. Есть еще человек 7 христиан, крещенных в Ханькоу и не вошедших в выше сделанный подсчет, так что общая сумма христиан в указанных трех провинциях — не менее девятисот.

Текст воспроизведен по изданию: Обозрение станов миссии в провинциях Ху-бэй, Цзян-си и Хэ-нань в 1912 году // Китайский благовестник, № 7. 1912

© текст - Виноградов С. А. 1912
© сетевая версия - Thietmar. 2017
© OCR - Иванов А. 2017
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Китайский благовестник. 1912