Из жизни Миссии.

1. Здание для библиотеки.

Давно уже ощущалась в Миссии потребность в особом здании для библиотеки. до 1900 года в Миссии за двухсотлетний период ее образовалась довольно обширная библиотека из русских, иностранных и китайских книг. Во время боксерского восстания вся библиотека была при разрушении построек Миссии уничтожена. Когда затем Преосвященный Начальник Миссии устроил подворье в г. Шанхае, им было предпринято восстановление библиотеки: в Шанхае было приобретено много книг по богословию, истории и географии на иностранных языках, китайские классики и другие книги. Эти книги и до сего времени хранятся на подворье. Когда была восстановлена Миссия в Пекине, [24] здесь стала собираться постепенно библиотека, большей частью из русских книг, в том числе накопилось много русских журналов (всего более 3600 томов). Библиотека помещалась в небольшой комнате; теснота помещения не позволила держать ее в должном порядке, что мешало пользоваться ею. В тоже время самой Миссией было издано много книг, как на русском, так и на китайском языках; в том числе есть ценные издания, как напр. большой китайско-русский словарь; приходится хранить их в нескольких местах, что представляется крайне неудобным.

В виду такого печального состояния библиотеки в 1908 году было возбуждено Преосвященнейшим Начальником Миссий ходатайство о разрешение построить особое здание для библиотеки и для книжного склада. В минувшем году, наконец, оказалось возможным приступить к сооружению здания. Оно помещается направо от широкой дороги, ведущей от колокольни к архиерейскому дому. Оштукатуренное в белый цвет, с лепными украшениями, окруженное садовыми деревьями, небольшое, изящное, оно представляет живописный вид. Дорожка, устланная каменными плитами, ведет к зданию. По углам устроены две закругленные лестницы, ведущие в самое помещение для библиотеки, занимающее четыре комнаты; вся передняя часть здания занята большим светлым залом, длиною 6 1/2 саж, шириною 3 саж, вышиною 2 1/2 саж; стены оштукатурены [25] известкой по японскому способу; на потолке лепные украшения. По стенам будут поставлены шкафы для книг; посредине залы — большой стол и ряд стульев; на дверях будет повешена драпировка. Вообще предположено убрать зал просто, но со вкусом; зал будет служить также для приема посетителей. Из трех комнат, составляющих заднюю часть здания, средняя будет приспособлена для научных занятий, одна из крайних — для устройства музея, в котором будут собраны различные предметы из разных местностей Китая, характерные для быта и религии китайцев.

Во всех комнатах окна, — большие с железными рамами; двери железные, все металлические части изготовлены в миссийских мастерских С южной стороны здания устроен вход в подвальное помещение, представляющее целый ряд комнат, довольно светлых благодаря большому числу окон, хоти и не высоких. Помещения, выходящие на дорогу, отведены под склады книг, шрифтов и других материалов. В других комнатах помещаются переплетная мастерская, словолитная, гальванопластическая мастерская. Здание, снаружи не особенно большое, внутри является поместительным и весьма удобным. Книжное богатство Миссии, наконец, может быть собрано воедино, приведено в порядок, благодаря чему пользование им будет вполне удобно для миссионеров.

2. Дом на Хадамыньской улице.

В 1912 году Миссией был приобретен участок земли с постройками на Хадамыньской улице, одной из самых бойких и центральных улиц. Участок — представляет из себя прямоугольник, размером около 91 кв. саж., выходящий на две улицы, но с вырезом угловой части, занятой двумя китайскими фанзами. На участке было несколько домов китайского типа; в доме, выходящем на Хадамыньскую улицу, было устроено т. н. «Промышленное Бюро», в котором продавались различные изделия миссийских мастерских и принимались заказы. В другом доме была устроена литография и переплетная. Для того, чтобы использовать участок возможно рациональнее, Миссией было решено выстроить на нем трехэтажный дом европейского типа с помещениями для магазинов и частными квартирами. Выработанный Архитектором Г. план был одобрен. Весной уже можно было приступить к работам.

Здание занимает весь участок, образуя лишь внутри небольшой продолговатый дворик, выложенный плитами: в него ведут ворота с переулка. В нижнем этаже устроены три больших, высоких и светлых помещения для [26] торговых предприятий; двери выходят прямо на улицу; окна — во всю ширину стены, с зеркальными стеклами; в задней части 1-го этажа находятся четыре простых помещения, несколько темноватых, для китайцев. Но втором и третьем этаже образовалось четыре больших квартиры; две из них, выходящие на Хадамыньскую улицу, имеют по четыре комнаты с кухней, ванной, стеклянной галереей и балконом; другие две, выходящие в переулок, имеют по пять комнат с кухней и ванной. Потолки и стены оштукатурены в белый цвет по японскому способу. С третьего этажа открывается прекрасный вид на Хадамыньскую улицу и прилегающий район. Почти под всем зданием устроены подвальные помещения, довольно светлые. Крыша покрыта черепицей. В доме устроена канализация, водопровод, паровое» отопление и электрическое освещение. Снаружи здание — просто со стороны, выходящей в переулок, нона улицу оно благодаря лепным украшениям, балконам, окнам под крышей, имеет красивый вид. Китайские фанзы, приютившиеся в углу, портят общее впечатление. Поэтому предполагается приобрести угловой участок и на нем сделать пристройку к зданию. Тогда дом будет производить цельное впечатление.

Текст воспроизведен по изданию: Из жизни миссии // Китайский благовестник, № 1-2. 1915

© текст - Монах Енангел. 1915
© сетевая версия - Thietmar. 2019
© OCR - Иванов А. 2019
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Китайский благовестник. 1915