ДВЕ РУССКИЕ РОТЫ В ПЕКИНЕ.

Со времени боксерского погрома (1900 г.) при дипломатических миссиях в Пекине заведены охранные отряды, хорошо обставленные. Русский охранный отряд составляет рота 2-го Восточно-Сибирского Стрелкового полка и два взвода казаков Забайкальских. Но кроме этой роты есть в Пекине и другая, насчитывающая более двух сот лет пребывания своего и службы в Пекине. Это — рота Албазинцев. Здесь нелишне будет привести кратко ее историю, извлеченную из архивных документов. Начальник Российской миссии в Пекине архимандрит Петр от 9-го января 1831 года пишет об Албазинцах: «Из книги Ба-ци-тун-чжи и из переводов г. Леонтьева видно, что некоторые из предков их из России в числе семи человек перебежали в Маньчжурию еще до взятия Китая, потом по взятии Китая в 1683-году в 22-ое лето царствования Кан-Си взято русских в плен 31 человек, над коими в Пекине сделан начальником перебежавший в 1648 году русский новокрещенный из магометан Анания Урусланов, по-маньчжурски Улангерий называвшийся. Он в России был у некого воеводы Франца Бекова дворовым человеком.

В 1668 году привезен в Пекин Иван с товарищи, а потом еще в два раза привезены 40 человек, что и составило целую роту.

Они не унижены, но сопричтены к дивизии маньчжурского дворянства. Сею ротою по смерти Урусланова управлял наследственно сын его Лододони, коим поколение сие пресеклось, и рота перешла под начальство вельможи Мация, от коего впоследствии [2] была отобрана и подчинена другому того времени вельможе Алинго. Но смерти же Алинго опять управлял Маций, после него Дэмин, а после Домина — Алиха да Эн-тай.

Теперь же над ней командиром первенствующий министр То-Цзин, первый из шести чжун-тинов. По нем чиновник из природных Албазинцев поручик Григорий Андреевич Савинов, мой крестник. Роту же составляют 4 портупей-прапорщика, 24 человека рядовых и несколько на половинном жалованьи детей их.

Всех же обоего пола и всякого возраста по сие время в списке состоит 94 человека. Первый чиновник их фын-дэ-бо-шо-ку, или по-китайски сио-ци-сио равняется российскому поручику и состоит в 6-м классе. Ему жалованья 5 лан сер., в месяц; в год провианта получает он 28 мешков. На свадьбу жалуется 10 лан, на похороны ему и жене его по 20 лан сер. Портупей прапорщики жалованья получают по 4 лана, провианта по 22 мешка. На свадьбу по 10 лан на похороны по 20, а равно и жены их. Рядовым жалованья по 3 лана в месяц, провианту по 22 мешка в год; на свадьбу по 9 лан, на похороны по 12 лан. Сверх того для нового года и чиновным и рядовым единовременно жалуется невзачет месячный оклад; здешние войска не имеют казенной амуниций и военного оружия, то для поправки солдатского состояния оный (месячный оклад) каждогодно единовременно и выдается солдатскому сыну, поступившему в список военных, дается половинное жалованья, а провиант по рассмотрению количества семейства. На таком же положении бездетные, т. е. сыновей не имеющие, вдовы, и круглые сироты девочки.

Из Албазина привезена была ими сюда церковная утварь, св. иконы, книги и священник о. Димитрий. Были ли с ними жены, о сем не упоминается. Русские свою веру христианскую содержали крепко, но поелику женились они на язычницах, то мало по малу и дети их всегда матерями увлекались к язычеству. Священник их о. Димитрий, как из дел видно, был человек благочестивый, жил более 90 лет и наконец ослабел, так что более и служить уже не мог. Он заживо довольное имение приписал к св. церкви. В сие время по делам в Пекине находился российский коммиссар Худяков, коего албазинские старики просили, чтоб он постарался на место престарелого священника о. Димитрия исходатайствовать им другого. Коммиссар принял их просьбу, представил китайскому правительству. Дело сие уважено и через чжунтина доложено государю Кан-си, и, как в это время от Кан-си чрез Россию отправлялось к Сургутскому калмыцкому хану Агота, кочевавшему в Саратовских степях, посольство, то Кан-си в наставлениях послу Тулишеню между прочим говорил: "Когда ты будешь с российскими амбанями, то скажи, что [3] ежели Российский Белый Царь (наган хан) желает послать духовных лам, то ты их сюда привези". Вот начало и основание посылки миссии 1712 года. В последствии времени миссии сии беспрерывно посылаемы были, однако время от времени оказывались к поддержанию в албазинцах христианства бесполезными, ибо российские священники не обучались китайскому языку, албазинцы же совершенно забыли русский, а потому все до единого и погрузились в мрачное идолопоклонство. Теперь снова озарила их благодать Божия. Окостеневшие в язычестве сии мертвецы благодаря благочестию Великих Российских Государей паки в недрах святые Церкви согреваются. Ныне среди жилищ их, на месте запустевшей обители и церкви, снова воздвигнут дом Божий и снабжен нужною утварью, доказывающею благочестие Великих Царей наших. Ныне между ними водворяются не только благочестивые, но и способнейшие к проповеди слова Божия, духовные, на внятном им китайском языке христианские должности объясняющие. При сем нововоздвигнутом храме для воспитания детей их открыто училище, в коем юношество созревает в правилах святой веры».

Со времени написания этих строк почтенным автором и до наших дней, в течении семидесяти лет албазинцы безмятежно жили, посещая свой храм и уча детей. И в то время, как другие миссии терпели иногда нападения от невежественной толпы, православная паства не знала гонений. Но, вот в волнение 1900 года разорение коснулось и нашей церкви. Вместе с другими православными христианами одних албазинцев убито было до пятидесяти человек. Но православная церковь легко оправилась от этого погрома и с помощию Божией, восстановила разрушенное и многое восполнила. Теперь албазинцев строевых считается 39, а всего с семействами более ста душ. Командир роты их, природный албазинец Михаил Хэн, в чине цзолина (5-го класса) получает жалованья серебром в год 105 лан, а рису 50 мешков ежегодно. Некоторые из албазинцев занимаются торговлей есть из них и духовные лица, достигшие сана, другие служат проповеди, служат учителями, помогают Начальнику Миссии в его переводах священных книг. Благодаря их содействию теперь число православных китайцев достигает тысячи человек. Они же руководят хором архиерейских певчих.

На празднике в честь всех святых мучеников 11-го Июня сего года обе роты русская и албазинская, называемая китайцами также русскою, были сняты фотографом в одной группе, представляющей разительный контраст типов, костюмов и осанки участников группы, хотя по крови и по вере они так близки.

Текст воспроизведен по изданию: Две русские роты в Пекине // Китайский благовестник, № 27-28. 1908

© текст - ??. 1908
© сетевая версия - Thietmar. 2017
© OCR - Иванов А. 2017
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Китайский благовестник. 1908