Президент Юань-ши-кай.

Повидимому, положение Юань-ши-кая становится все более крепким и твердым. Верный тому пути, на который он вступил, он продолжает работать над административной и финансовой реорганизацией страны, ведя одновременно борьбу с своими противниками, — революционерами — учениками Сюнь-ван-цена, агитаторами-империалистами, сепаратистами и непокорными военными. В тоже время он старается подавить разбойничество, которое наносит значительный ущерб торговле во многих провинциях, в особенности на юге. Через это он привлекает к себе симпатии европейцев, усиливает свой авторитет.

Успех Юаньшикая можно было предвидеть. Доктор Сюнь-ван-цен и его друзья были мечтателями. Они увлекались прекрасными утопиями республиканскими, идеями — усвоенными в Европе и Америке. Они верили, что человек раждается добрым; они не считались ни с состоянием народа, для которого понятия индивидуальности и свободы — мертвые слова в течение тысячелетий, ни с эгоизмом и безнравственностью. У них не было понимания положения вещей; они хотели сделать все заново, опираясь на великодушие и добрую волю. В результате на их стороне были солдаты без командиров, интеллигенты, неспособные к последовательным действиям, любители новизны, приверженцы волнений, недовольные, изгнанники — возвратившиеся из Европы и Америки — все те, которых старые китайцы называют с презрением: «foe tus de l’atranger».

Юаньшикай, напротив, настойчивый, разумный реалист. Будучи в курсе всего, зная все, оценивая с одного взгляда события и людей, он умел пользоваться всеми обстоятельствами. Он понял скоро, что в этой [26] расстроенной империи он никогда не нашел бы прочной опоры для действий, которые он считал необходимыми. Династическая идея была разрушена; новая конституция представляла лишь обновление формы; республиканцы проводили принципы, не соответствовавшие для массы населения моральной реальности; появились неопределенные понятия, увеличивающие еще расстройство, причиненное падением древних верований. С своим скептицизмом и с своим пониманием практических реальностей, которые дает конфуцианство, Юань-ши-кай воспользовался легко этим общим расстройством. Потом он увеличил свой авторитет, обратил внимание на интересы больших торговых китайско-европейских городов, заключая иностранные займы и раздавая концессии Он собрал вокруг себя деятельных и предприимчивых людей, оппортунистов честолюбцев и разочаровавшихся в своих иллюзиях, и на всех наложил свою дисциплину и это составляет его силу.

В его руках была сила армии и сила денег, и он пользовался ими для восстановления порядка. Пока его противники теряли время в разговорах о принципах или по старому обычаю в мелочных тонкостях, он не терял из виду отдаленной цели, которую он себе поставил. В то время как князья императорской фамилии праздновали в европейских концессиях, а его противники в парламенте, чтобы составить оппозицию, писали на бюллетенях для президентских выборов имена известных куртизанок Пекина, он работал и обеспечил себе голоса нерешительных.

Его выборы или то, что его враги называют «Coupd’etat» вызвал, конечно, крики негодования, и о ненужно на события в Китае смотреть глазами европейского идеалиста. Впрочем, что должен думать китайский идеалист о наших собственных делах?

Таков, каков он есть, с своими качествами выдающегося человека. Юаньшикай спас Китай от анархии. Он представляет собою всю страну. Республиканец или нет, он — патриот. Быть с ним значить доказать свой патриотизм. Бороться во имя республики или династии значит предпочитать идею реальной действительности.

Будущее Китая зависит в значительной мере от срока, который суждено будет прожить его Президенту. Будет ли он в состоянии поставить свое дело прочно или же оно падет вместе с ним? Таков вопрос.

«Le Journal de Pekin».

Старший сын Президента, Юань-ко-тин, проживающий весной в имении Президента близ Чжан-дэ-фу, страдает от последствий несчастного случая с лошадью в 1912 г. Ни Французские, ни немецкие врачи, с которыми он советывался последней осенью в Берлине, не могли возвратить ему свободного пользования левой рукой. В то же время все его интеллектуальные способности остались нетронутыми. Его любовь к занятиям все возрастает; все новое интересует его; можно утвердительно сказать, что он в настоящее время является одним из самых образованных людей в Китае; вопросы политической экономии права и военного искусства особенно привлекают его внимание. Со времени своего возвращения из Германии он занимается преимущественно военными науками. Полковник Brisaud Desmaillet и капитан Borrey, которых он пригласил в руководители его военного образования, ежедневно преподавали ему наполеоновские методы войны, [27] военную организацию великих государств, общую тактику и историю современных войн. Эти офицеры удивляются его способности к труду и быстрому усвоению знаний. Чтобы не прерывать своих занятий, г. Юань-ко-тин просил капитана Borrey приехать к нему в Чжан-дэ-фу, где он под руководством последнего изучает, кроме военных наук, историю греко-латинской цивилизации, французскую литературу, психологию и социологию по программе, составленной им самим.

«Le Journal de Pekin».

Президент Китайской республики Юаншикай живет в старом жехесском дворце вместе с женою и взрослыми сыновьями, с их женами и внуками и до того расчетливо, что вызываются серьезные разногласия между ним и его семьей.

Президент встает около 6 час. утра. После совершения богослужебных обрядов в старой дворцовой кумирне президент возвращается во дворец, где его встречает вся семья с обычными утренними приветствиями. После простого завтрака президент. начинает прием сначала должностных лиц, а потом и частных просителей в слоем кабинете. В обхождении с просителями президент прост. После двухчасового приема президент участвует в ежедневном очередном заседании совета министров и затем отправляется гулять в дворцовый сад. Сад этот существует более 1000 лет. Там находятся деревья диаметром в 5-6 метров, 500 или 600 лет от роду. В саду раздается разноголосое пение различных птиц, размещенных в громадных клетках. Пестрые какаду, ибисы, колибри, соловьи трещат без умолку. В клетках томятся огромные орлы, ястребы, соколы и другие хищные птицы

В второй половине сада находится зверинец с тиграми, львами, гиенами и леопардами, различные змеи и крокодилы обитают в дворцовом пруде, окруженном со всех сторон железной оградой. После получасовой прогулки, президент идет обедать с семьей. За обедом семья, по китайскому обычаю, хранит торжественное молчание и высказывает должное почтение главе. После обеда президент отдыхает 2-3 часа. В 4 часа обычно принимаются иностранные атташе, послы, консулы, корреспонденты газет, общественные деятели и друг. должностные лица.

После вторичного приема президент отправляется с сыновьями на смотры. Вечером президент в своем кабинете занимается делами, и, наконец, едет опять на вечернее богослужение, после чего ужинает и ложится спать.

Характерно отношение Юаншикая к престарелому князю Цину, члену императорской семьи. Последний принес жалобу на придирчивость чиновников.

«Когда-то, — заявил Цин, — подданные династия Цинь трепетали пред именем не только императора, но и пред отростком царственного дерева, а теперь бывшие властелины Китая должны трепетать пред мелкими чиновниками, из кожи вон лезущими, чтобы доказать свою преданность Юаншикаю».

После этого Юаншикай уволил чиновников, виновных в неуважительном отношении к князю Цину. Вообще Юаншикай великодушно относится к низверженной императорской семье. (Р.)

Текст воспроизведен по изданию: Президент Юань-ши-кай // Китайский благовестник, № 3-4. 1914

© текст - ??. 1914
© сетевая версия - Thietmar. 2019
© OCR - Иванов А. 2019
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Китайский благовестник. 1914