О татарах в Китае.

В Китае пропасть Татар. Они во всех губерниях, особенно в Северных и прилегающих к Западу, напр: в Шансийской, в Ганьсуской и пр. — В Пекине также их много. Главный их промысел по всему Китаю торг скотом: баранами, быками и пр. Закупают в Монголии и других местах и пригоняют в Пекин и разные города Китая на продажу гуртом и по мелочам. В лавках, где продают говядину, баранину и вообще всякую, как говорят, убоину также все Татары. — Они у Китайцев известны под названием Хой-дзы, под которым разумеют всех вообще Татар, как водворившихся в Китае, так и живущих в Западных их владениях (Восточном Туркестане). Это впрочем простонародное их название: если же Хой-дзу назвать по учтивее, то надобно сказать: Цзя-Цзяо-Цзы, т. е. состоящие в учении, а еще учтивее: Гуй-цзяо-дзы (состоящий в почтенном учении). Те, которые живут в Китае, давно уже забыли Татарский язык и иначе не говорят как на Китайском; но религию сохранили: в разных местах [22] у них есть мечети; в самом Пекине тоже, мечети две. Служение в мечетях отправляется, кажется на Арабском языке, муллами; которые только что знают читать, а ничего не понимают. Это то же что Монголы, у которых служение отправляется ламами на тибетском языке, но из 10 тысяч лам едвали найдется хотя один, который бы знал по тибетски. — Татары не едят свинины, разве украдкой и это даже Китайцам известно: когда спросить у Китайца: в чем же их вера? а вот в том что не едят свинины. Свинина у Китайцев составляет первейшее блюдо и это их всего более поражает: что как же можно не есть свинины (все равно как бы у нас не есть хлеба!) — Татары пользуются в Китае совершенною свободою, живут где хотят, промышляют чем хотят. Китайские законы в этом им покровительствуют, считая наравне с прочими своими подданными, но осудив их вечно промышлять продажею скота, или чем-нибудь подобным, т. е. получать доход с баранов и быков, а не с людей: ни один Татарин по Китайским законам не может держать экзамена на ученую степень и быть чиновником, а в следствии того набивать карманы. Татары находятся в большом презрении у порядочных людей между Китайцами т. е. вот в каком презрении: что их разумеют. Владельцы домов в Пекине, отдавая оные как и у нас в наймы, прибивают иногда следующую надпись: отдастся в наймы квартира, не угодно ли зайти Гг. Гуй-дзяо-дзы. т. е. Г. г. состоящих в почетном учении (си речь Татар)

Я допытывался: когда татары появились в Китае? с давних и весьма давних времен. Но главное их водворение было при Юаньской или Монгольской династии. Монголы им весьма покровительствовали и вообще при потомках Чингисхана им было вольготно. После однако положение их сделалось хуже: при следующей династии они подверглись разным стеснениям и чуть ли даже не старались их вовсе вытеснить. Но нынешняя династия переменила в отношении к ним образ действия и если татары не в такой теперь чести как во времена Монголов, то по крайней мере не могут пожаловаться ни на какие притеснения. Император Цянь-лунь, по покорении Восточного Туркестана, население коего состоит из чистых татар нашел что для большего привлечения их к Китаю нужно их приголубливать. Преемники Цянь-луна постоянно следуют этой системе, и несмотря на бывшие в последствии в Восточном Туркестане возмущения, те из татар, которые живут в Китае, не подверглись ни какому [23] гонению, это была бы впрочем явная несправедливость со стороны Китайского правительства, ибо татары, поселившись с давних уже времен внутри Китая, до того обкитаились, что во многих отношениях составляют нераздельную массу с Китайским народом. По чертам лица однако можно сейчас различить татарина от китайца, это по тому, что в них остался еще дух касты, ни один татарин не женится иначе как на татарке же и не отдает дочь свою за другого как за татарина. Вера, хотя ослабевшая, все еще соединяет их в один узел и делает из татарина существо хотя во многом схожее с китайцем, но во многом и различествующее.

В Пекине кроме татар выше сего описанных, давних жителей Китая распространившихся по всей империи, есть еще другие татары, составляющие часть Богдыханского Дворцового войска: они поселены внутри Пекина в особой части, прилегающей к красному городу (где все дворцы Богдыхана и составляют там отдельный квартал. — Эти татары пришли с одною татарскою княжною, которая из Восточного Туркестана прислана была к Императору Цянь-луну и была его Гуй-фэ или законною наложницею.

Текст воспроизведен по изданию: О татарах в Китае // Китайский благовестник, № 8. 1913

© текст - ??. 1913
© сетевая версия - Thietmar. 2018
© OCR - Иванов А. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Китайский благовестник. 1913