Китайский курорт Тан-шань.

Китайцы уже давно знали о целебных свойствах минеральных вод.

Среди минеральных источников Северного Китая самою большою славою пользуются у китайцев горячие источники, находящиеся в местности Тан шань, верстах в 30-и к северу от Пекина.

Из столицы на воды обычно ездят по Пекин-Калганской железной дороге до станции Шан-хэ (1 час езды) и оттуда верхом на ослах или в китайских двуколках на мулах до Тан шан’я (1 1/2-2 часа езды). Впрочем, некоторые путешественники в особенности с большим багажом предпочитают проехать по проселочным дорогам на ослах или на мулах все расстояние от столицы до вод, на что потребуется часов 5-6.

Воды Тан-шань расположены у китайской деревни того же наименования, близи высокого холма, в виду гор Си-шань, Бэй-шань и Дун-шань (местные названия);

Точное название этой местности, собственно. — «Сяо-тан-шань» («Малая гора с горячей водой»), так как верстах в двух к северо-западу от вод находится большая гора, называемая с прилегающими окрестностями «Да-тан-шань».

Источники отделяются от деревни дорогой и двумя каменными стенами, являющимися останками императорского дворца.

Еще в начале 18-го столетия знаменитый китайский Император Кан-си, страдавший болезнью ног, облюбовал Тан-шань, как лечебное место; и построил здесь великолепный дворец, где были сделаны различные приспособления для принятия ванн.

Дорога направо от входных ворот в стенах бывшего дворца ведет во двор, где находятся источники, а налево — в старый парк.

Источники находятся под открытым небом в двух больших глубоких бассейнах, бока, которых выложены камнем и облицованы мрамором. Вода бьет со дна бассейнов, причем в одном бассейне температура ее приближается к температуре [13] кипятка, а в другом бассейне вода не так горяча, так что желающие могут даже плавать в этом бассейне.

Химический анализ воды, сделанный недавно Пекинским университетом, окончательно установил, что воды эти серные с присутствием радия. Из бассейнов проведено под землей несколько каменных и железных труб. Две из них, по одной из каждого бассейна, питают 2 небольших каменных бассейна, находящихся у стен двора в особых фанзах, где можно принимать ванны.

Другие трубы отводят воду за стены дворца. Они питают несколько каменных бассейнов, служащих для купанья простонародью, а также доставляют деревне воду для питья и стирки белья.

Кроме того, желающие могут брать ванны в «шуйган’ах», больших глиняных корчагах, которые стоят во дворе и в которые вода начерпывается ведрами. За купанье никакой платы не взимается. Платят водоносам только те больные, для которых вода начерпывается из бассейнов в «шуй-га’ы»,

Внутри дворца обыкновенно купаются интеллигентные и состоятельные китайцы, а также иностранцы. Последние здесь бывают представлены самыми разнообразными национальностями. Сюда приезжают для лечения, большею частью, ревматизма: греки, американцы, англичане, русские, немцы и др.

Конечно этот своеобразный «курорт» посещается по преимуществу теми иностранцами, которым не по средствам ехать на японские или европейские воды. Иностранцы, лечащиеся на водах, живут или в ближайшей буддийской кумирне, или же приспособляют для временного жилья полуразрушенные фанзы дворца. Приезжают обыкновенно с прислугой и собственными запасами провизии, так как в деревне ничего, кроме куриц и яиц, подходящего для европейского стола купить нельзя и за провизией нужно ездить или на ст. Ша-хэ, или в Пекин.

На весну, лето и осень ежегодно в Тан шан’е бывает всего свыше ста иностранцев. Китайцев же приезжает гораздо больше. Особенный наплыв китайцев и монголов, разбитых параличом, страдающих ревматизмом, различными накожными и др. болезнями, бывает в конце февраля, в марте и апреле месяцах, так как, по китайскому поверью, вода источников в этот сезон обладает особенною целебною силою.

Двор, где находятся источники, зарос деревьями, кустарником и травой. Окружающие старинные постройки совершенно не поддерживаются, так как после императора Кан-си дворец [14] посещался, по рассказам местных китайцев лишь тремя последующими императорами, а затем был заброшен. Остался лишь довольно большой штат сторожей, которые и по сию нору исправно получают жалованье от дворцового ведомства. Они отнюдь не обременены работой, так как обыкновенно и днем и ночью или спят полураздетыми у ворот дворца, или флегматично курят трубки, обмениваясь деревенскими новостями. Этим, кажется, и ограничивается весь круг их служебных обязанностей.

Еще большее запустение видно в парке, прилегающем ко двору источников.

Здесь был выкопан громадный пруд с островами. Теперь пруд обмелел и почти весь зарос камышом и лотосом. Берега пруда выложены камнем, обсажены деревьями и окаймлены искусственными холмами. На островах и по бортом пруда среди травы, кустарника и деревьев видны развалины дворцовых построек. В одном месте среди развалин кумирни лежат на земле идолы в самом жалком виде, совершенно не соответствующем изображениям богов.

С тенистыми вековыми кипарисами, соснами и дубами летом парк представляет поэтический уголок среди однообразия окружающих гаоляновых, кукурузовых и рисовых полей китайских крестьян. В парке никто не живет, и тишина его нарушается лишь стрекотанием сорок да криком китайчат, которые или купаются в пруду, или ловят там карасей и карпов.

Хотя парк и был обнесены двумя стенами, но стены эти сохранились лишь частями, и некоторых мест парка уже коснулась рука китайского земледельца. Конечно, эти места приняли совершенно неузнаваемый вид, но во всяком случае время еще не скоро сотрет парк памятник незаурядного искусства китайских инженеров и зодчих и былого величия китайских богдоханов.

Что же касается самих источников, то, безусловно, пока они не иссякнут, их несомненная целебная сила будет привлекать толпы людей, «чающих движения воды».

Может быть, впоследствии, когда китайское правительство или какой-нибудь частный предприниматель обратят на эти воды серьезное внимание, то Тан-шань превратится в настоящий благоустроенный курорт с гостинницами, врачебной помощью и развлечениями для больных.

Ипполит Баранов.

Тан-шань 18 июля, 1913 г.

Х. В.

Текст воспроизведен по изданию: Китайский курорт Тан-шань // Китайский благовестник, № 11. 1913

© текст - Х. В. 1913
© сетевая версия - Thietmar. 2018
© OCR - Иванов А. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Китайский благовестник. 1913