ДЖЕТБЫСБАЕВ П.

ЭКСПЕДИЦИЯ ПРОТИВ ХУНХУЗОВ В МАНЧЖУРИИ

13-го октября 1900 г. в г. Ляояне, где мы стояли после занятия его 17-го сентября, была получена телеграмма от командующего Южно-Манчжурским отрядом генерала С: немедленно снарядить экспедицию из 1-й и 2-й рот 15-го Восточно-Сибирского стрелкового полка 4-й Восточно-Сибирской стрелковой бригады, 2-х рот 14-го стрелкового полка 4-й стрелковой бригады, прибывшей из Одессы на театр военных действий в Манчжурию, 4-х орудий батареи 4-го стрелкового артиллерийского дивизиона и одной сотни Уссурийского казачьего войска, под начальством командира и 4-го стрелкового полка полковника Р. для рассеяния шаек хунхузов в окрестностях города Ляояна и присоседившихся к ним боксёров. Шайки эти занимались нападением на наши обозы, идущие по дороге между городами Мукденом и Ляояном, и на мирных окрестных жителей.

Отряд немедленно был сформирован и ему было приказано 14-го октября собраться к 8 час. пополуночи у башни «Бай-Таши», а затем выступить по направлению к востоку, мимо восточных ворот крепостной стены Ляояна, в горные китайские деревни. В назначенный час наш отряд выступил в походном порядке на Восток; вперед была выслана сотня для разведки неприятеля, в голове колонны шли роты 14-го стрелкового полка, за ними двигались 4 Орудия, а позади наши 1-я и 2-я роты, со всеми мерами охранения. После довольно утомительного движения по известным китайским дорогам, на 15-й версте от сборного пункта отряд сделал большой привал, не доходя до одной китайской деревин. Здесь людям был дан обед, который варился дорогой в походной кухне. Погода до 12 часов стояла прекрасная, теплая. После полудня сделалось пасмурнее, появилась туча, начал накрапывать дождь, и едва отряд успел отойти несколько вёрст от места привала, как полил дождь как из ведра. И без этого плохие дороги, после дождя, сделались совсем непроходимыми, особенно трудно было орудиям; солдаты шли на разбор, отыскивая удобную дорогу, падая ежеминутно под тяжестью полного боевого походного снаряжения. Но отряду надо непременно дойти до места предполагаемого ночлега, иначе не будет выполнен маршрут, составленный начальником отряда для достижения в срок Ханского двора, где отряд наш должен был сойтись с другим отрядом, вышедшим из ст. Янтай под начальством войскового старшины К. Видя это, наш начальник отряда приказал сейчас же нанять подводы у местных жителей под солдатское снаряжение, что тотчас же и было исполнено. Несмотря на проливной дождь, отряд еле-еле в 8 1/2 час. пополудни, наконец, пришёл на ночлег и расположился биваком около одной деревни. По рассказам жителей, в этот день утром отсюда убежал Ляоянский окружной казначей с 3 миллионами казённых денег из казначейства вероятно, узнавший раньше какими-то судьбами о том, что мы идём сюда. Там же наши казаки нашли около 20 винтовок, много патронов и пороху, зарытых и закопанных в землю бежавшими китайскими солдатами, а между тем хунхузов все нет да нет, один Аллах ведает, где эти разбойники от нас скрываются.

На другой день, рано утром, отряд выступил с бивака на север для встречи у Ханского двора с отрядом войскового старшины К. Отряд наш вообще двигался очень медленно вследствие плохих дорог, так что, едва проделав вёрст 12, и то с трудом, мы остановились на привал на спуске одного подъёма недалеко от деревни.

Здесь также, как вчера, люди пообедали, напились чаю, затем двинулись вперед и, не доходя до какой-то деревни, в 8 час. вечера расположились на бивак. Здесь, в одной китайской повозке, бывшей под вещами солдат нашей роты, мы нашли много маузеровских и 3-х-лннейных винтовок прусского образца патронов, хозяин же телеги, китаец, убежал, а люди наши, бывшие при телеге, не подозревало, что на дне этой телеги под соломой спрятаны патроны.

Поймай этого китайца, улизнувшего от нас, вовремя, — нам было бы хорошо, он бы рассказал нам, где спрятаны у них боевые припасы и оружие, да кроме того и провел бы туда, где скрываются хунхузы и боксеры.

16- го числа, рано утром, отряд снялся с бивака, так как в этот день нам нужно было дойти до Ханского стана, кроме того предстояли, трудный переход между горами по какой- то манчжурской реке, через которую нужно было переправляться в брод.

Переправившись через эту злосчастную манчжурскую реку то в брод, то на несчастных манзевских лодчонках, выдолбленных из цельного и толстого бревна, мы, наконец, пришли донельзя уставшие и изнуренные на противоположный берег, отделявший нас от Ханского стана, и расположились опять на бивак.

Отряд, вышедший навстречу к нам с другой стороны, прибыл раньше нас на Ханский стан, который застал весь в огне. Боксёры разбежались до прихода отряда войскового старшины К., а кто попрятался где-нибудь горел со станом вместе.

17-го числа, утром, наш отряд переправился опять через реку и двинулся на станцию «Янтай», предполагая оттуда вернуться назад в город Ляолян, на нашу постоянную стоянку.

Тут же за Ханским станом, верстах в 3-х, нам пришлось переходить через высокий, так называемый, [225] Ханский перевал, по неширокой искусственной дороге, по середине скал, между двух грандиозных вершин. На переход потребовалось немало времени; почти до самого подъема орудия приходилось людям тащить на плечах, лошади были не в состоянии везти их.

Одним словом, перевал этот в полном смысле был Ханский или господский по трудности перехода; не то что артиллерии, но и пехоте было не легко идти в ширококолонном строю, но, благодаря предусмотрительности начальника отряда, приказавшего взять людям с собою порцию варёного мяса и сухари, мы не чувствовали особой усталости. Двигаясь безостановочно с 7 час. пополуночи, прошли 12 вёрст и, наконец, прибыв в «Янтай» в 9 1/2 час. пополудни, расположились на ночевку в пустых китайских фанзах, предполагая завтра, 18-го числа, выступить из «Литая» назад в Ляоян. Начальник экспедиции, командир 14-го полка, разместив нас по фанзам деревин, уехал на отведенную ему квартиру, на железнодорожной станции, находившейся в 2-х верстах от деревин. Но «человек предполагает, а Бог располагает». Завтра нам так и не пришлось возвратиться в Ляоян, как рассчитывали мы при приходе в «Янтай».

Утром приходит к нам начальник экспедиции и говорит, что он получил сейчас сведения о том, что на севере от «Янтая», верстах в 15-20, находятся шайки вооружённых хунхузов в количестве 3,000 человек, а потому завтра, в 2 часа ночи, отряд выступить туда; предполагалось при рассвете оцепить их кругом, чтобы застать их врасплох в своем гнезде еще спящими. Велено все это держать в строгом секрете и не делать об этом никакой огласки, даже наши переводчики не знали об этом потому, что, кто их знает, положиться на них не очень-то можно, при случае могут донести о нашем замысле хунхузам. 1 й роте нашего полка приказано было завтра же, в 8 час. пополуночи, выступить с обозом в Ляоян, а взамен её взять одну роту 14-го полка.

Наступил желанный час, всю ночь мы не спали, находясь в каком-то ожидании; нас обуяло тревожное чувство, что будет завтра. Итак, в сказанное время, мы выступили по направлению к северу; ночь была темная холодная, кто был верхом, тому приходилось порядком таки дрожать от холода. Безостановочно двигаясь, мы при рассвете подошли к тем деревням, где, по сведениям, находилось гнездо хунхузов. Вдруг слышим впереди ружейные выстрелы, которые по мере приближения стали повторяться чаще и чаще; наша 2-я рота шла позади орудий, и мы не знали, что делается в голове колонны. Вдруг артиллерия наша выезжает на позицию; к нам пристает адъютант и говорит:

— 1-й полуроте приказано сейчас же идти на правый фланг к ротам 14-го полка и вместе действовать, а 2-й полуроте быть в прикрытии артиллерии.

И пошел со своей полуротой на правый фланг; слышу орудия, гудят, пулемёт дробит в нескольких шагах, впереди роты жарят уже пачкой. Подойдя с полуротой к валу, шагов на 800-900 от деревни, я открыл залп по перебегающим из фанз и стреляющим китайцам; сделав несколько залпов, я с полуротою двинулся вперёд; обойдя роты 14-го полка, стрелявшие в это время по деревне, я вышел с полуротой на их правый фланг и здесь встретил засевших в дальнейших фанзах и стреляющих в нас хунхузов. Тогда я немедленно бросился с полуротою на эти фанзы с криком «ура!»... Оказалось, в этих фанзах было около 50 вооружённых китайцев, которые при виде нас начали удирать, побросав свое оружие в колодцы и куда попало. Вообще китайцы мастера бежать и стрелять не целясь. Мы успели приколоть человек 12, не успевших улизнуть от нас.

После этого начальник отряда приказал атаковать главную деревню, куда был направлен до сих пор артиллерийский огонь. Мы пошли в атаку на главную деревню «Суюнтай», где именно п было гнездо хунхузов, делавших отсюда нападение на наши транспорты и на мирных жителей китайских деревень и сел. Когда мы вошли в деревню, она оказалась уже пуста, все уже успели удрать, валялись лишь убитые артиллерийским и пехотным огнём. Хунхузы бежали кучами, по сто и больше человек, через реку Суюнтай, которую нам, не знакомым нельзя было переходить вброд, китайцы же перешли ее по мостикам, совсем не видным нам из-за высокого яра и тальника. Преследовать их дальше было невозможно. После удачного боя и разорения гнезда хунхузов в деревне «Суюнтай», оказалось убитых хунхузов около 60, а с нашей стороны потерь не было.

При разборе наших действий выяснился небольшой пробел, замеченный начальником отряда и капитаном генерального штаба П. Казакам не следовало завязывать перестрелку с хунхузами, пока деревня не была окружена нами, тогда вся шайка попала бы в наши руки.

Когда разъезды наши начали отвечать на огонь, то китайцы как трусы разбежались и благодаря этому спаслись, потому что мы не могли окружить деревню из-за перестрелки наших разъездов.

Дав людям отдых, обед и чай, тут же около деревин, мы в 4 часа пополудни выступили обратно в Янтай, куда и прибыли в 8 час. дня 19-го октября.

Здесь начальник отряда полковник Р., поблагодарил солдат за молодецкие поступки, распустил отряд на свои прежние стоянки. 20-го числа, 2-я рота 15-го Восточно-Сибирского стрелкового полка, рога 14-го полка и 4 орудия в 8 час. пополуночи выступили из Янтая в Ляоян и в 2 час. пополудни пришли в город, где стали на прежние квартиры.

Экспедиция эта была одной из весьма удачных; во-первых, нападение на хунхузов было совершено на расстоянии внезапно, во-вторых, мы напали как раз на самое ядро большого скопления этих разбойников и разрушили его навсегда и, в-третьих, после экспедиции совершенно прекратились нападения на наших и мирных китайских жителей в окрестностях главных городов, на линии железной дороги Мукдена, Ляояна и Хайчена.

Штабс-капитан П. Джетбысбаев.

Текст воспроизведен по изданию: Экспедиция против хунхузов в Манчжурии // Разведчик, № 2. 1901