ГЕРТОВИЧ А.

ГОРОД ДАЛЬНИЙ

(Продолжение, см. вып. 11.)

На самом лучшем месте в этой части города, на возвышенном берегу моря, выстроена великолепная каменная церковь в честь Введения во храм Пресвятые Богородицы. (Церковь эта, как знамя православия, далеко видна с окрестности и с моря. По своему устройству, она предназначена для типа приходской церкви-школы, который, по непонятным нам причинам, особенно ревностно распространился по Маньчжурии в ущерб обоюдному делу: сама жизнь в Дальнем показала на практике такую ненормальность, и в 1903 г. школа, помешавшаяся доселе здесь, переведена в самостоятельное помещение. Тогда же здание церкви-школы было отдано в распоряжение Преосвященнейшего Иннокентия, где Владыка поселился со своим небольшим штатом, приспособив его ко всем требованиям общежития.

Китайскому городу надлежит разрастаться по обе стороны железной дороги, к западу, но проэкт его устройства еще окончательно не выработан, и китайцы строят здесь пока временные жилища, хотя и здесь везде заметно стремление администрации к упорядочению различных сторон городского хозяйства.

Европейский город, называемый иногда коммерческим, занимает ровную площадь земли в 4 квадратные версты и непосредственно примыкает к порту. По проекту, в этой части города, неоконченной еще постройкой, намечено несколько выдающихся пунктов, в центре которых предполагается возвести церкви разных вероисповеданий и другие общественные здания, которые своей архитектурой и формами будут резко выделяться из общей массы домов, что даст, возможность всякому вновь приезжему легко ориентироваться в городе. Здесь уже, к юго-востоку от порта, в феврале 1903 г. заложен Епископом Иннокентием храм в честь Владимирские иконы Божией Матери, вместимостью на 1200 человек. Постройка храма до начала войны шла успешно. Коммерческая часть города, по своему положению, предназначается для будущей торговой жизни; уже теперь полон кипучей деятельности Киевский проспект, соединяющий административный городок и железнодорожный вокзал с портом.

Самый порт совмещает в себе, новейшие технические приспособления и усовершенствования. Колоссальные катучие краны, под которыми прямо стонет земля, и разные паровые катки, землечерпательные машины и т. п. приспособления еще недавно высились в разных местах, обслуживая постройку и эксплоатацию порта. Много труда стоило соорудить здесь пристани, так как нужно было устраивать для них искуственные насыпи из каменного щебня.

Берега пристаней на огромном протяжении выложены искусственными кубами — «массивами», приготовленными в преобладающей пропорции цемента. Такими же массивами, только гигантского размера, весом доходящих до 3000 пуд. каждый, выложена стена на море «волнолом», предназначенная обеспечивать тихую стоянку суден в гавани во время буря. В порту уже выстроин док, открытый для пользования к 1902 г., и строился другой, значительно больший. У самого порта расположились разные портовые мастерские и сооружения, а также с 36 саженной каменной трубой электрическая станция, выкачивающая воду из дока и рассыпающая свою благотворную энергию по различным отраслям города и порта. [7]

До войны в градоначальстве были казенные и общественные учреждения, все жизненные удобства и технические усовершенствования, вполне удовлетворяющие потребностям новой местности. По всех учреждениях служащие значительно были обеспечены; обычная норма для канцелярского работника 100 рублей в месяц при готовой квартире с многими льготами. Самым важным учреждением, бесспорно, служило Управление при местном Градоначальнике, обязанности коего возложены в 1902 г. на Главного Инженера по постройкам Дальнего. Затем следуют: Полицейское Управление с участками, Управление морского пароходства Общества Китайской Постойной железной дороги, Центральное Управление работ по постройке порта и города со многими подведомственными ему рабочими конторами и мастерскими. В городе были два телеграфа казенный и железнодорожный, почта и телефон для местного пользования, при чем два провода его соединялись с Порт-Артуром. Русско-Китайский Банк помогал здесь во многих операциях в особенности по постройкам города и в частной жизни. Были две типографии; предполагалось издание местного органа. В административном городке расположена больничная колония с несколькими бараками, где врачебное дело поставлено значительно высоко, и туземное население доверчиво относилось к русским врачам. Между прочим, нельзя здесь не отметить разумного распоряжения администрации: два раза в неделю на больничном дворе играл оркестр военной музыки, доставлявший истинное блаженство недужным при их утомительно-однообразной и скучной жизни. Город держал собственную пожарную команду, имевшую в своем распоряжении прекрасный обоз с новейшими инструментами; при полиции — свой оркестр музыки, в известные дни игравший в общественных садах. В европейском городе устроен великолепный парк с теплицами и постоянным зверинцем, куда собиралось много публики провести свободные часы. Везде шла деятельная посадка различных дерев, как в садах, так и на улицах. Весь город изобилует проспектами шириною в 12 саж., улицами в 9 саж. и переулками в 6 саж. Все это шоссировалось известковым щебнем и укатывалось паровыми катками. В будущем намечено проложить электрический трамвай по главнейшим улицам города.

В окрестности Дальнего есть прекрасно оборудованные и дорогостоющие заводы Общества Китайской дороги: чугунно-литейный и гончарный, и кирпично-известковый и черепичный, обслуживашие пока нужды по постройкам.

Верстах в четырех за городом разбито живописнейшее по местоположению православное кладбище. К нему ведет проложенная в горах шоссированная широкая дорога, по обе стороны которой разбросаны природные пейзажи и небольшие китайские деревни. У самого входа на кладбище красуются каменные ворота, а за ними по правую руку художественная каменная часовня, которую духовенство предполагает обратить в небольшую кладбищенскую церковь, где совершались бы богослужения в дни поминовения усопших. Самое кладбище окружено со всех сторон горами, по отлогим которых разбросаны деревья местной породы. Могилы с белыми крестами расположены правильными террасами. У входа на кладбище стоить отдельный каменный дом, где помещаются служащие, несущие различные обязанности по кладбищу.

В одной из долин избрано место для строящейся санатории военного ведомства па 150 человек имени Великой Княжны Анастасии Николаевны, где произведена закладка постройкам летом прошлого года в присутствии Господина Военного Министра Гейерал-Адъютанта Куропаткина. [8]

Народное образование находилось пока в зародыше: в городе были единственные приготовительные классы к Торговой школе для детей обоего пола и русская школа при местной полиции для китайцев, так что в последнее время дети отсылались для обучения в Порт-Артур. Для будущего строились здания для гимназии и коммерческого училища, намечено также открытие здесь этнографического музея. В начале 1903 г. в Дальнем открыто «Общество вспомоществования лицам, случайно впавшим в нужду». Цель этого учреждения и круг его деятельности ясны из самого его названия. Членами Общества состояли по преимуществу представители лучшего Дальнинского кружка: председателем Общества состояла супруга градоначальника Л. А. Сахарова, с усердием работающая на пользу ближнего. Следует отметить, что своею полезною деятельностью Общество приобрело себе широкую популярность даже далеко за пределами Дальнего, особенно если иметь в виду, что оно давало возможность разным лицам уезжать к себе на родину, без различия национальности; в таких случаях некоторым выдавалось пособие более 100 рублей.

Самая торговля в Дальнем пока ограничивалась лишь купле-продажею чисто для местной надобности и она находилась, как и вообще это делается на Дальнем Востоке, в руках нескольких русских эксплоататоров. В виду этого Управление работ пришло на помощь местным обывателям и широко открыло двери учреждением «Общества потребителей служащих в г. Дальнем», где все отпускалось по своей цене. Казенные поставки, различные частные предприятия и мелкая китайская торговля сконцентрированы в руках здешних китайцев-богачей: Тифонтая и Тайхо.

Народонаселение Дальнинского градоначальства в 1902 г. доходило до 50 тыс. человек, в том числе 5 тыс. европейцев. В эту цифру не входят, впрочем, китайские рабочие, прибывающие, главным образом, из Чифу, и которых иногда насчитывают до 80 тыс. человек. За последний год население в градоначальстве значительно увеличилось.

Климатические условия в Дальнем чрезвычайно благоприятны; соседство с морем регулирует летом жару, а горы препятствуют нашествию сюда сильных ветров; климат здесь вообще здоровый, мягкий: самое лучшее время по здоровью с Февраля по Июнь.

Что касается жизненных продуктов первой необходимости, то они в отдельности разнятся по цене от русских, но в общей сложности не превышают нормы содержания в центральных городах. Самым злободневным вопросом, как и вообще на Дальнем Востоке, следует считать квартирный, так как плата даже за китайские фанзы здесь дошла до чудовищных размеров. Были для приезжих приличные гостинницы, где за содержание, к прискорбию, требовали слишком дорого.

Из вышеприведенного краткого статистического описания мы видим, что в новом маленьком градоначальстве еще некоторые стороны общественной жизни были не устроены, так как, с одной стороны, лишь недавно открыта правильная эксплоатация железной дороги и ее морского пароходства, считающегося самым важным на Дальнем Востоке, после Добровольного Флота, и с другой, предчувствие войны и начатые военные действия здесь теперь остановили все.

Впрочем, взоры коммерсантов и предприимчивых людей еще недавно останавливались на будущем международном коммерческом городе, и земли в [9] некоторых городских участках проданы весьма выгодно, так что можно было бы в настоящую минуту видеть здесь городскую жизнь в ее естественном развитии, но с момента начала войны многие европейцы, а в особенности их семьи, оставили город, а к началу весны он едва ли мог насчитать в своих домах европейцев тысячу человек.

Тихая, мирная жизнь в этом городке, удобнейшее его местоположение и пути сообщения, сочувствие местной администрации к основанию там жизни духовенства, всецело остановили на этом чудном уголке внимание Преосвященнейшего Иннокентия, почему в подлежащих местах возбужден быль вопрос об устройстве здесь архиерейской кафедры, так как местоположение Дальнего, действительно, является центральным для архипастырского управления православными церквами в Маньчжурии и Китае. С начала военных действий Владыка усиленными молитвами и отеческими поучениями не позволял местным жителям падать духом, самоличным пребыванием в неспокойном месте, подавая всем пример мужества и стойкости, но 10 Февраля с. г. Преосвященного оффициально упросила местная администрация, ради общего благополучия, на время оставить Дальний, так как японцы с минуты на минуту сюда ожидались, и Архипастырь с сокрушенным сердцем 12 числа выехал со своими служащими в Харбин, напутствуемый самыми искренними благожеланиями со стороны его многочисленных дальнинских почитателей.

Замечательно, что с начала войны японцы долгое время не наступали на Дальний, хотя город совершению не защищен от нападения, и все время не было особо усиленной охраны, даже раньше стоявшие войска одно время были взяты к Ляояну. Видимо, десница Божия долго покровительствовала новому граду. Но одному Богу известно, что будет с ним дальше... На эти размышления невольно наводит его нравственная сторона из прошлого. Прижизненных удобствах, значительной материальной обеспеченности большей части населения, казалось бы, что и духовно-нравственная жизнь Дальнинского русского общества должна бы была значительно развиться, но в жизни здесь особенно ярко выразилось аномальное положение: в европейском городе можно найти целые кварталы с домами проституции, оперировавший ловко кафе-шантан, устройство балов и вечеров в общественных собраниях накануне великих праздников и беззаботное веселье и азартная карточная игра в тот момент, когда доносится до слуха дальнинцев раскаты грома из смертельных орудий при бомбардировке многострадального Порт-Артура вот несколько черточек из местных нравов. Мало того, в тот момент, когда Европа изыскивает средства к борьбе с разными народными недугами, наехавшие европейцы туземцам предложили неслыханное новшество: оффициально разрешено, в видах пополнения средств на благотворительные учреждения, устройство опийных игорных домов, откуда нередко выходят китайцы нищими и несчастными...

А. Гертович.

(Окончание следует.)

Текст воспроизведен по изданию: Город Дальний // Известия братства православной церкви в Китае, № 12-13. 1904

© текст - Гертович А. 1904
© сетевая версия - Thietmar. 2017
© OCR - Иванов А. 2017
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Известия братства православной церкви в Китае. 1904