IV.

Донесение Императорского Российского Консула в Тяньцзине.

Обзор торговли гор. Калгана.

Еще с давних пор Калган занял определенное положение торгового центра, каковое значение его усиливается в настоящее время все более и более благодаря тому, что он уже соединен рельсовым путем с Пекином.

Как известно, эта дорога пойдет в западном направлении для соединения ее с Гуй-хуа-чэном, — крупным складочным и распределительным пунктом для всей прилегающей Монголии, а затем к городу Бао-дэ, расположенному на Желтой реке, связанной бесчисленными водными путями с Западным Китаем, до сих пор изолированным, в виду отсутствия удобных сообщений с открытыми портами Китая.

Благоприятное естественное географическое положение Калгана сделало его пунктом важнейших караванных путей из Монголии, Шанси и Гань-су, соединяя таким образом эти три района с Чжилийской провинцией. О [113] значении же только что упомянутого железнодорожного соединения Калгана с Пекином и портом Тяньцзином, конечно, излишне говорить.

Калган является одним из бойких пунктов в Чжилийской провинции, ведущих обширную торговлю с Монголией. Калган производит все то, что требуется для неприхотливого обихода монгол, как то: посуду чугунную, железную и медную; чаши, ковши, чайники, кувшины; деревянную мебель, маленькие столики, скамейки, божницы, киоты, шкафчики и ящики, не лишенные оригинальности в смысле вырезки и орнаментов с позолотой; ювелирные работы из серебра, киоты к бурханам и амулетам, разные аттрибуты для буддийского богослужения, до бурханов включительно, ножи, огнива и цепочки к ним, кольца, серьги, браслеты и другие женские украшения со вставками из камней и корала; седла, сбруя, чепраки, ковровые и кожанные с разными узорами и вышивками; сапоги преимущественно из русской юфты; шапки разных видов; халаты, меха для шуб; палатки (майхан) из дабы, далэмбы, цуэмбы и даже из шелка; деревянные решетки — основы для юрт; ковры разных сортов. Ткутся попоны из конской и коровьей шерсти, идущие на укупорку товара, а также веревки и канаты.

Все это производится кустарным способом; крупных же заводов или фабрик нет, и, как видно из описаний первых русских, посетивших Калган во времена царя Ивана [114] Грозного, было то же самое, что и теперь; те же молотки выбивают из меди чайники, что и три с половиной столетия тому назад.

Помимо выделки овчин, в Калгане производится выделка разных мехов, идущих в Китай и отчасти в Европу.

За последние годы тяньцзинские европейские фирмы, помимо монгольского сырья, обратили внимание на калганский рынок в смысле закупки на нем разных семян, идущих в Европу на выделку масел; вывоз этого продукта из года в год увеличивается, особенно идет масса конопли и ее семя.

До закрытия русской границы для беспошлинного ввоза китайских шелковых товаров, масса чесунчи продавалась на калганском рынке для отправки в Россию; весь этот товар привозился в Калган из Хэнаньской провинции, из уездов Лушань и Гуй-хэ; торговлю вели преимущественно шансиские купцы из Тайгу, которые имели своих специальных агентов в Лушане и Гуй-хэ и доставляли товар оттуда чрез Тайгу и Датунфу. В настоящее время чесунча привозится в Калган из Хэнанской и Шандунской провинций низкого качества, специально для Монголии, которая окрашивается в Калгане в излюбленные монгольские цвета; кроме чесунчи привозятся разные другие шелковые материи для продажи в Монголии.

Предметами ввоза в Калган являются следующие товары. [115]

В ланах*.

Американская белая ткань с клеймом двойной рыбы:

2.700.000

Тоже с клеймом орла

960.000

Шертинги с клеймом кошки

1.440.000

Белая ткань с клеймом дракона

420.000

Тоже других клейм

950.000

Тоже германско-итальянского изделия

150.000

Тоже разных итальянских изделий

220.000

Разные суконные изделия

500.000

Разные ситцы

6.000

Сукно китайского изделия

130.000

Китайский шелк

170.000

Чифусские шелковые изделия.

150.000

Табачные изделия Британско-Американской К°

250.000

Тоже компании Мустард

55.000

Тоже разных фабрик

10.000

Мыло «Санлайт» и туалетное

3.200

Керосин Стандарт Ойль Компании

250.000

» Азиатской Керосиновой Компании

100.000

» разных других компаний

60.000

Свечи

11.000

Европейские медикаменты

6.000

Черный чай

450.000

Зеленые чаи

100.000

ИТОГО

9.091.200

* Один лан равняется приблизительно 1 рублю 35 копейкам.

Предметами вывоза из Калгана служат следующие товары.

В ланах.

Козлиные шкуры (сырые)

1.300.000

Тоже телячьи

350.000

Необделанные лисьи шкуры

40.000

Тоже волчьи

20.000 [116]

Тоже, суровые

8.000

Грибы

500.000

Верблюжья шерсть

600.000

Овечья шерсть

400.000

Лошадиные шкуры

350.000

Тоже коров и быков

400.000

Льняное семя

2.500.000

Репное семя

1.200.000

Просо

2.000.000

Лошадиный волос

100.000

Собольи хвосты

25.000

Шкурки белок

100.000

Виноград

30.000

Уголь

2.000

Кашемир

200.000

Козлиная шерсть

91.000

Лисьи шкуры

35.000

Разные шкуры

50.000

Лошади

1.500.000

Быки и коровы

1.000.000

ИТОГО

12.801.000

Приведенные статистические сведения о ввозной и вывозной торговле Калгана показывают, что общий годовой оборот торговли этого города достигает цифры в 22 миллиона лан и, несомненно, что цифра эта будет из года в год увеличиваться, принимая во внимание общее торгово-промышленное развитие Китая, а также увеличение железнодорожных линий. Ветка от Калгана на Ян-коу была открыта в 1913 году и по ее продолжению от Ян-коу до Да-тун-фу грузы стали перевозиться в феврале отчетного года. [117]

Хотя вопрос о сооружении дороги Калган-Урга является пока только предметом разговоров и надежд, тем не менее среди коммерсантов существует уверенность, что он разрешится благоприятно, благодаря восстановленным дружеским отношениям между Россией и Китаем, полюбовно разрешившим монгольский вопрос.

Кроме того, Китайское правительство, открыв Калган для иностранной торговли, решило приступить к благоустройству города, как только финансы позволят это.

Иностранные фирмы давно уже считают Калган центром для вывозных и ввозных продуктов; но до сих пор они посылали туда только, своих китайских служащих; теперь же они отправляют туда для жительства и представительства своих европейских служащих. В настоящее время в Калгане имеются европейские представители следующих фирм; Каниц и К°, Британско-Американская Табачная Компания, Штандарт Ойль Компания и Арнольд Карберг и К°.

В Калгане имеют свои отделения следующие крупные тяньцзинские фирмы: А. Галлюссер и К°, М. Д. Батуев и К°, Бр. Лиддель и К°, Вильсон и К°, В. Форбс и К°, Компания Швейных машин Зингера, Гипперих и К°, Харди и К°, и Коллинс и Макензи.

Соединение Калгана с железной дорогой дало огромный и быстрый толчек его торговле, [118] но события 1911 года и восстание монголов почти совершенно приостановили торговлю. Китайские солдаты наводили панику на жителей, причиняя им всевозможного рода насилия; теперь, однако, население успокоилось, благодаря уходу солдат, и торговля начинает оживать, обещая в ближайшем будущем принять огромные размеры, особенно, если в Калгане будет работать европейский банк, отсутствие которого нужно считать одной из главных причин сравнительно медленного развития торговли в Калгане.

До сих пор банкирские операции в Калгане сосредоточивались исключительно в руках шансийских банкиров, которые с давних уже времен прочно там основались и своей сплоченностью убивали в самом зародыше всякие другие банковские учреждения, которые делали попытки заводить там дела.

За последние годы все эти банки прекратили свое существование, вследствие того, что выданные ими значительные ссуды монголами не были возвращены.

В настоящее время в Калгане существуют четыре крупных частных банка и один правительственный (Bank of Communications), которые только и пользуются доверием коммерсантов.

Европейские фирмы вынуждены иметь дела с этим банком, несмотря на то, что он предъявляет иногда довольно тяжелые условия; поэтому среди иностранцев идут серьезные разговоры и делаются серьезные попытки к [119] привлечению в Калган какого либо европейского банка, где их капиталы будут, конечно более надежно застрахованы от всяких случайностей.

Кроме того упомянутые выше банки в Калгане не дают никаких процентов на вклады и текущие счета; во время последних беспорядков вкладчики даже платили банкам до 7% годовых за хранение их денег; приемы и банковские операции сопряжены с неизвестными европейцам и весьма затруднительными для торговцев процедурами, осложняемыми еще и тем фактом, что туземные власти обложили торговлю сборами и пристрастны в разрешении тяжебных споров, возникающих по торговым сделкам.

Несмотря, однако, на перечисленные факторы, торговый пульс Калгана начинает все сильнее и сильнее биться, благодаря энергия и предприимчивости европейских коммерсантов.

Нашим русским предпринимателям также следовало бы обратить серьезное внимание на Калган, как на распределительный центр ввозных и вывозных продуктов в этой части Китая; нашему Русско-Азиатскому банку также следовало бы вновь открыть бывшее в Калгане с 1902 года по 1908 год свое отделение, чтобы предупредить другие банки и заблаговременно занять господствующее положение на этом новом рынке, оказывая льготы и содействие русским товарам в завоевании этого рынка.

Текст воспроизведен по изданию: Донесение императорского российского консула в Тяньцзине // Донесения императорских российских консульских представителей за границей по торгово-промышленным вопросам, № 40. 1914

© текст - ??. 1914
© сетевая версия - Тhietmar. 2016
©
OCR - Иванов А. 2016
© дизайн - Войтехович А. 2001
© ДИКП. 1914