V.

Донесение императорского российского консула в Гирине.

Торговый отчет Консульства в Гирине за 1914 год.

В течение 1914 Года на торговле Гириньского Консульского округа сказывались те же факторы, что и в 1913 году. Что касается русского ввоза, то препятствием расширения его явились война, затруднительность доставки русских товаров и большой спрос на них в России.

В течение 1914 года местная ходячая монета «дяо» показала еще большую неустойчивость курса, чем за предыдущий год. Стоимость ее в начале и конце года была почти в два раза более, чем в середине года. По прежнему продолжались жалобы как иностранных, так и китайских торговцев на это ненормальное явление, которое заставило местных властей подумать о выкупе дяо и о замене их более устойчивой и обеспеченной монетой долларами. Предположено было выкуп дяо завершить в течение двух лет. Для выкупа их был даже установлен в июне 1914 года весьма выгодный курс 7 дяо за доллар. Курс этот однако недолго продержался, так как на рынке [111] сохранился, несмотря на фиксирование курса, более низкий курс на дяо (в отношении рубля и иены), в виду ограничения выкупа дяо небольшой суммой. Это обстоятельство привело к усиленной биржевой игре на них, при посредствующих разменных единицах — рубле и иене, вследствие чего фиксированный курс был отменен. Благодаря этой мере курс дяо все же был значительно поднят.

Относительно торговли Гирина вообще необходимо руководствоваться сведениями 1913 года, так как особых перемен в ней не произошло, точные же сведения ежегодных колебаний торговых оборотов Гириньского округа удастся установить еще не скоро, пока не появится статистика их у самих китайцев.

На русской торговле за 1914 год неблагоприятно отражались: курс дяо, европейская война, замедлившая доставку русских товаров и потребность их для внутреннего потребления России.

За 1914 год были проданы следующие русские товары.

Керосина было продано 1894 ящика товариществом Бр. Нобель. Склад этого товарищества в Гирине снабжался керосином из Владивостока, куда он доставлялся ранее из Батума. Вследствие прекращения морской доставки его с конца 1914 года и потребления керосина на месте в пределах Приамурского края, снабжение этим продуктом Гирина с [112] конца года совсем прекратилось, чем и объясняется уменьшение этой статьи ввоза, по сравнению с 1913 годом.

За 1914 год компанией Standard Oil Company продано керосина 53.000 ящиков.

Мануфактуры за 1914 год продано товариществом Альберт Гюбнер, главным образом ситцев и сатина, 1.164 куска, на сумму 10.053 рубля 75 коп., товариществом Викуда Морозов с С-ми продано на сумму 28.253 рубля 34 коп. Спрос на мануфактурные товары этой фирмы был значительно большим, но не был полностью удовлетворен. При благоприятных обстоятельствах товарищество это считает возможным довести свой оборот в Гирине до 50.000 рублей.

Товарищество Эмиль Циндель сообщило сведения о состоянии своей торговли в Гирине вместе с результатами таковой в Куаньченцзы. В 1914 году фирма эта отозвала своего постоянного китайского представителя в Чанчунь. Оборот товарищества Эмиль Циндель в Гирине за 1914 год во всяком случае не может быть ниже 25.000 рублей.

Сбыт русской муки за 1914 год прекратился. Продавались лишь остатки муки, завезенной Восточно-Иркутским мукомольным товариществом в открытое им в 1913 году отделение, которое в начале 1914 года было упразднено. [113]

По некоторым, заслуживающим полного доверия данным, препятствием распространения харбинской муки в Гирине является высокий тариф на перевозку муки Китайской Восточной и Южно-Маньчжурской железных дорог.

Конкурент русских харбинских мельниц китайская мельница в Гирине «Юй-шунь-гун-сы» за 1914 год потерпела большие убытки, в виду колебания курса дяо, на которые этой мельницей были заключены контракты поставки зерна при низком курсе их. По некоторым сведениям, убытки этой мельницы за 1914 год дошли до 100.000 рублей. Мельница эта из-за недостатка в зерне в течение 1914 года часто останавливалась.

Папирос русским подданным Морицем Генфером было сбыто в Гирине фабрики Михайлова 20 ящиков, на сумму 540 рублей. Дальнейшие заказы не принимались, в виду невозможности получения папирос из России и вздорожания там мундштучной бумаги; всего же русских папирос продано в Гирине за 1914 год на сумму около 1.000 рублей, как и в предыдущем году.

Судя по сведениям о торговле русскими товарами мелких китайских фирм и русской фирмы Гарри Фукса, всего ими сбыто разных русских товаров по мелочам, а именно: парфюмерии, сахара, платья, одеял и проч. — на сумму не более 25.000 рублей.

Таким образом общий оборот русской [114] торговли в Гирине за 1914 год в круглых цифрах был не более 100.000 рублей.

По сведениям полиций, собранным в 1914 году, в Гирине числилось 68.745 человек, не считая пригородов. Иностранцев в 1914 году проживало около 370 человек, из них 335 японцев. Русских, не считая Консульства и конвоя при нем, было до 15 человек. Летом число русских подданных всегда несколько увеличивается.

Промышленность города Гирина за 1914 год мало изменилась. Маньчжурская мастерская закрылась. Появились две спичечные фабрики китайская и японская, чулочная мастерская, свечной завод. Все эти предприятия малозначительны.

Текст воспроизведен по изданию: Донесение императорского российского консула в Гирине // Донесения императорских российских консульских представителей за границей по торгово-промышленным вопросам, № 56. 1916

© текст - ??. 1916
© сетевая версия - Тhietmar. 2017
©
OCR - Иванов А. 2017
© дизайн - Войтехович А. 2001
© ДИКП. 1916