№ 96

1762 г. не ранее апреля 22. — Инструкция Коллегии иностранных дел капитан-поручику И. И. Кропотову, назначенному курьером в Пекин

/л. 28/ Инструкция из Государственной коллегии иностранных дел отправляющемуся в Пекин лейб-гвардии отставному капитан-порутчику Кропотову.

Сия инструкция вступлении на всероссийский престол.

По высочайшему Его императорскаго величества имянному указу отправляетесь Вы ко двору богдыхана китайскаго в Пекин куриером со обвестительным листом о возшествии Его императорскаго величества на самодержавной императорской престол Всероссийской империи (См. док. № 98) и с другим притом еще о живущих тамо, в Пекине, здешних священниках листом, писанным по обыкновению имянем здешняго /л. 28об./ Правительствующаго сената за государственною печатью в тамошней китайской Трибунал. Причем поручается Вам исправление тамо некоторой нужной коммисии, о коей ниже сего показано будет. При помянутых листах приложены переводы на латинском языке, а для вашего известия о содержании оных даются при сем копии на российском языке под № 1-ми 2-м.

Вам же даются при сем для свободнаго китайского областью до Пекина с будущими при Вас людьми проезда обыкновенной паспорт за [236] государственною печатью с переводом /л. 29/ латинским, да указы: один в Сибирь к тайному советнику и тамошнему губернатору Соймонову, а другой в Селенгинск к бригадиру и коменданту Якобию об отправлении Вас за границу китайскую. По посылке с Вами переводчика Сахновскаго или вместо его оного искуснаго толмача и 2 человек солдат. И с обоих тех указов для известия при сем копии ж под № 3-м и 4-м прилагаются. А каким образом Вам в сей посылке поступать надлежит, о том следующее в наставление объявляется.

1.

Ехать Вам отсюда в Сибирь обыкновенною дорогою 1 /л. 29об./ с возможным поспешением. И по прибытии в Тобольск, получа от тамошняго губернатора по посланному с Вами указу подводы с прогонами и прочее, продолжать путь свой до Селенгинска, где приняв от тамошняго коменданта-бригадира Якобия определенных в посылку с Вами людей и осведомясь от него о способах к дальнейшему проезду китайскою землею, но по уведомлении наперед от него ж, бригадира, пограничных китайских управителей, что Вы куриером отсюду в Пекин отправлены, ехать Вам из Селенгинска за границу китайскую. /л. 30/ И в которых местах наедете на каких китайских начальных людей, или же на заставы, в таком случае показывать им данной Вам паспорт, объявляя при том, что Вы посланы из Российскаго сената, а не из Коллегии иностранных дел, с листами к китайскому Трибуналу о нужных делах и требовать по силе имеющагося между обоими государствами мирнаго трактата (из котораго взапас при сем прилагается под № 5-м 2) скораго пропуска. Особливо /л. 31/ когда Вы прибудете Мунгальской земли, смежной с Сибирью, к управителям, называемым тушету-хану вану, то просить Вам у них проводников и подвод со всякою учтивостию, и получа от них отправление, ехать до столичнаго городу Пекина, которым путем способнее быть, приданные Вам проводники покажут. А ежели б, паче чаяния, в подводах Вам затруднение оказано было, не надлежит Вам для того на месте останавливаться, но нанять лошадей, ехать в назначенное Вам место.

2.

Когда Вы в Пекин прибудете, /л. 31/ то Вам сперва, естьли невозпрепятствовано будет от китайцов, приехать на российской Посольской двор, на котором и во всю бытность тамо жить имеете. И осведомясь чрез кого и кому надлежит в Трибунале тамошнем дать знать Вам о своем приезде, требовать о назначении времени к подаче посланной с Вами от Российскаго сената листов. А ежели китайцы, не допуская Вас до российскаго Посольскаго двора, /л. 31об./ похотят наперед прямо препроводить в Трибунал (что однако нечаятельно), то Вам и в том не спорить и приехать туда в Трибунал. Посланные с Вами листы министрам китайским с надлежащим комплиментом подать, последуя тамошнему обыкновению с церемониями, но сколько возможно без предосуждения здешней стороне, а как в таком случае бывшие напред сего в Пекине под именем куриеров майор Шокуров и канцелярии советник Братищев поступали, /л. 32/ о том взапас для известия и наставления Вашего из журналов и при сем выписки под № 6-м и 7-м прилагаются.

3.

В бытность Вашу в пути Китайскою землею и в Пекин, ежели бы кто из министров и других чинов спрашивать Вас стал, от кого Вы из России отправлены, то Вам, как и выше означено, объявлять, что Вы посланы отсюда с листами от Российскаго правительствующаго сената к китайскому Трибуналу, а того, что Вам отпуск /л. 32об./ был из Коллегии иностранных дел, а не из Сенату, отнюдь никому из китайцов не сказывать и не проговариваться. Понеже в трактате между Всероссийскою и Китайскою империями постановлено, что в китайской Трибунал имеют отправляться отсюда листы из Сенату российскаго, [237] а не из иного какого места, чего китайские министры в приезд туда здешних куриеров всегда прилежно смотрят, откуда они отправлены, и ежели не из Сената, то и листы здешние назад отдают.

На л. 28 на полях слева напротив начала текста: NВ.

Сия инструкция и по вступлении Ея императорского высочества на всероссийский престол осталась в своем деле.

АВПРИ, Ф. Сношения России с Китаем. Оп. 62/1. 1762 г. Д. 5. Л. 28-32 об. Отпуск.


Комментарии

1. См. коммент. 1 к док. № 15.

2. Приложения к инструкции под номерами 5, 6 и 9 (указание на приложение под № 9 см. в док. № 101) полностью соответствуют документам № 24, 25 и 32 экспедиции В. Ф. Братищева, приложение 7 является частью документа № 62.