№ 66

1757 г. октября 7. — Указ Коллегии иностранных дел курьеру В. Ф. Братищеву об использовании им в Пекине сведений из переведенных китайских листов в Сенат и вручении иезуитам двух писем

/л. 45/ Указ Ея императорскаго величества самодержицы всероссийской из Государственной Коллегии иностранных дел господину советнику канцелярии Братищеву.

Прилагаются при сем переводы с двух листов от китайского Трибунала в Правительствующий сенат, писанных о посланных с китайской стороны на российскую границу для следствия пограничных дел трех персонах (См. док. № 50, 54) и копия с отправленнаго на те листы от Сената к помянутому китайскому Трибуналу ответа (См. док. № 65), которой бригадиру и селенгинскому коменданту Якобию велено переслать в Пекин чрез мунгальских пограничных управителей.

Вам о сем для того знать дается, чтоб вы в бытность свою тамо, в Пекине, в состоянии быть могли при чинимых иногда вам с китайской стороны отзывах по содержанию того здешняго ответа надлежащим образом изъясняться, а что по тому произойдет, о том имеете вы как сюда, в Коллегию иностранных дел, доносить, так и брегадира Якобия уведомить. А между тем здесь /л. 45об./ ожидается от вас приятных известий в порученной вам комисии, что вы с желаемым успехом сюды возвратитесь.

Получены здесь пред нескольким времянем чрез посыланного из Тобольска от губернатора в Пекин капитана, а нынешняго секунд-майора Замощикова от пребывающих тамо езуитов разные к их корреспондентам в Европе письма, а имянно: в Париж, Прагу, Турин и Лизабон, которыя по надписям их в надлежащия места отсюда и разосланы. И как между теми письмами было одно в Париж к патеру Делатуру, то оное доставлено ему чрез находящагося тамо повереннаго в делах надворного советника Бехтеева 1, а притом дано ему, Делатуру, знать, что естли похочет он на то ответствовать, то (Эти слова написаны над строкой) письма его в Пекин верно с российскими куриерами пересланы будут. Вследствие чего прислано ныне сюда чрез надворного советника Бехтеева от него, патера Делатура, письмо к патеру Амиолю, мисионеру того же езуитскаго ордена в Пекине, и которое при сем прилагается. Вы имеете оное ему, Амиолю, самому /л. 46/ вручить и о вышеупомянутом доставлении письма ево, и что сие на то ответом есть, знать дать.

А понеже в 5-м пункте данной вам из Коллегии иностранных дел инструкции предписано знакомством и ласковым обхождением вашим с обретающимися тамо римскими католицкими патерами, а особливо с езуитами, для поспешествования порученной вам коммисии возпользоваться стараться. То для сего же намерения можете вы и при отдаче патеру Амиолю приложеннаго при сем письма представить готовость свою при отъезде оттуда не токмо от него, но и от других патеров письма, естли они к своим корреспондентам писать похотят, с собою взять, обнадеживая их о верном доставлении оных. И что ежели они и по отъезде вашем пожелают к своим корреспондентам писать, то могут они всегда свои письма чрез российских куриеров сюда присылать, которыя отсюда немедленно по надписям их отсылаемы будут. [198]

При сем же прилагается и другое, из Турина полученное письмо к патеру да Санкт Николаю римскому мисионеру 2, /л. 46об./ с которым вы имеете так же, как и с вышеписанным поступить (Текст написан с небольшой разрядкой).

Граф Алексей Бестужев-Рюмин
Г[раф]: Михайла Воронцов.
В Санктпетербурге
октября «7» дня 1757 году.

На л. 45 на полях слева в начале текста пометы на полях в виде черточек с точками: ./.

На л. 45 об. на полях слева в конце текста помета.

АВПРИ. Ф. Сношения России с Китаем. Оп. 62/1. 1757 г. Д. 7. Л. 45-46 об. Подлинник.

Черновик-отпуск // Там же. Л. 56-58 об.

(На л. 56 об. Вместо А между тем здесь ожидется... написано: А между тем здесь мы ожидаем...

На л. 58 об.: Отправлен при указе в Сибирскую губернскую канцелярию от того ж 7 числа октября)


Комментарии

1. Бехтеев Федор Дмитриевич (1716-1761) — представитель старинного русского дворянского рода, восходящего своими корнями к середине XV в. С молодых лет до самой смерти Ф. Д. Бехтеев находился под покровительством графа М. И. Воронцова. 1 февраля 1731 г. Бехтеев поступил на службу в кирасирский полк, а в 1736 г. в Варшаве был причислен к посольской канцелярии. В 1753 г. Ф. Бехтеева произвели в надворные советники. В начале 1756 г. по рекомендации М. И. Воронцова он был послан в Париж в качестве поверенного в делах при французском дворе. По возвращении в Петербург в 1758 г. Ф. Д. Бехтеев был пожалован церемониймейстером Высочайшего двора, чином бригадира и назначен членом КИД. При этом до июня 1760 г. он занимался обучением грамоте четырехлетнего цесаревича Павла Петровича, дальнейшее воспитание которого перешло к Н. И. Панину (Русский биографический словарь. СПб., 1908. Т. «Бетанкур-Бякстер». С. 3-4).

2. По всей видимости, это патер Сигизмунд Августиниан (см. о нем в док. № 62. С. 191).