№ 149

1763 г. октября 18.Рапорт курьера И. И. Кропотова в Коллегию иностранных дел с кратким отчетом о его пребывании в Китае

/л. 82/ В Государственную коллегию иностранных дел Ея императорскаго величества ординарца лейб-гвардии капитана-порутчика Кропотова

Репорт

Указ Ея императорскаго величества, отправленной из Государственной коллегии иностранных дел 31 марта сего году, я получить честь имел, возвратясь из Пекина, на границе. Из котораго усмотрел, что отправленной от меня в Государственную коллегию от 11 декабря прошлаго 762 году из Казани репорт, к крайнему сожалению моему, не получен, при котором приложен был пакет, подписанной на высочайшее имя Ея императорскаго величества всеподданнейшим доношением, коим исполнялось данное мне Ея императорскаго величества изустное повеление. Верхней же коверт подписан (В тексте слово написано дважды) к поданию в Государственную коллегию иностранных дел и отдан для пересылки господину надворному советнику и губернаторскому товарищу в Казани Веревкину самолично, а как утратился, то почти невозможным кажется. Того ради Государственную коллегию сим покорно прошу приложить старание, чтоб помянутой конверт отыскав, и приложенное при оном всеподданнейшее мое доношение Ея императорскому величеству поднесть.

Что ж со мною после отправленного от меня в Государственную коллегию от 29 апреля сего года репорта происходило, о том при сей окказии кратко донести предпринимаю. Обстоятельной же /л. 82об./ с приложением журнала (как [324] мне в инструкции изображено) репорт подать честь иметь буду, возвратясь в Санкт-Петербург.

Отправясь за границу 29 апреля 1, прибыл я в Калган 12 июня, где пробыл до 14 числа, а 17 числа, не доехав до Пекина за 70 китайских ли, из городка, называемаго Цянь Пиньджу, по имянному его хансково величества указу, присланному к проводнику нашему, на встречу поехал я прямою дорогою к Жехе в четырех человеках свиты моей, отпустя прочих с тягостьми в Пекин. 21 и 23 чисел имел щастье представлен быть на дороге его величеству. И с его величества свитою прибыл в Жехе. А 24 числа имел аудиенцию при дворе его величества, на которой присудствующим господам министрам трем, между которыми председал алихада (обер-президент всех коллегий и первой верховной министр) Фугун. Ему указом его величества велено было листы от меня принять, при подаче которых я порученное мне о посольстве представление зделал, на что в ответ получил, что посольство с российской стороны здесь принято будет охотно, а что до ответнаго на оное отсюда в Россию принадлежит, то де полагается на щастье вашего посла. Ежели он столь же щастлив будет и получит высочайшую Его величества милость, какую ты получил, то можно и об ответном посольстве надеяться. Прежде же того узнать о том нельзя, а между тем хотел его величеству доложить. /л. 83/

Потом спрашивал, не поручено ли мне о пограничных делах, бывших на съезде с обеих сторон генералов, чего представлять? И что российские господа сенаторы разсуждают ныне о том, что требовали прежде о пропуске судов по реке Амуру? (Сей последней вопрос казался не без насмешки), на что я ответствовал, что мне о том, как о непорученном деле, неизвестно. Притом доложил о позволении, можно ли мне посланную со мною казенную мягкую рухлядь в Пекине продав, серебро нашим священникам отдать? На что получил в ответ, что его величества указ есть во всем меня удовольствовать, о чем де мы в Пекин в Мунгальской приказ посылаем нарочнаго ицихерахафаня Иктамбу, которой и приставом к нам назначен. С тем я, 25 числа отправясь в Пекин, прибыл 28 числа и архимандрита со всею свитою и своих нашел в добром состоянии. Претерпевая же многия противныя обещанной его величества милости притеснении, прожили мы в Пекине до 12 числа августа, чему (как мы доведаться могли) был причиною посланной за нами вслед лист, которой за день до прибытия нашево в Пекин получен, но за переводом не ускорил его величеству представлен быть. А по отъезде нашем из Жехе, уже получил он желаемое господином Фугуном действие, которое ныне обстоятельно описывать не разсуждая, имея надежду, возвратясь в Санкт-Петербург при подаче журнала изъяснить. Но упомяну только, что при отправлении не дано мне никакова в ответ в Россию листа, а сказано, /л. 83об./ что все, что надлежало отвечать, писано и послано с нарочным куриером к пограничному мунгальскому командиру дзяньдзюнь-вану, которому тот лист мне отдать велено, а притом доправлено с меня за провоз казенной мягкой рухляди на жалованье и собственнаго нашего екипажу от границы до Пекина 1323 ланы, да в возвратной путь 974 ланы два чина, всего 2297 лан два чина серебра. А на российские деньги считаю по караванной цене каждую лану по рублю по 70 копеек 3905 рублев 24 копейки, в чем от приставов и росписки мне даны.

И так, отправясь из Пекина 12 числа августа, прибыл я в Ургу, где живет пограничной ван, но тут ево не застал за отлучкою на охоту к его величеству в Жехе. От определеннаго же на место ево амбана получили на требование листа ответ, что он в Россию давно уже отправлен. С тем я и на границу прибыл. Посланной же со мною мягкой рухляди, которой было по здешней оценке на 8923 рубли 92 копейки с половиною, продано в Пекине на 14720 рублев. Из того выдано архимандриту со свитою 11050 рублев, а на достальное [325] серебро куплено золота и других товаров для Ея императорскаго величества, /л. 84/ которые, возвратись, всеподданнейше поднести честь иметь буду, а что в повеление получу, о том в Государственную коллегию репортовать не премину.

Ныне же, по причине опасности чрез Байкал-море принужден против желания моего в Кихтинском фарпосте до зимнева пути остатьси, а при возможности отправлюсь в путь мой в Санкт-Петербург.

Октября 18 ч. Иван Кропотов.
1763 году
Кяхтинский форпост

На л. 82 в левом нижнем углу: На сей писано указом в Казанскую Г. К. (Так в тексте. Следует читать: Губернскую канцелярию) от 7 генваря 1764 г.

В правом нижнем углу: Из сего репорта чистой экстракт послан для поднесения ея императорскому величеству к его пр[евосходительств]у Никите Ивановичю Панину 19 декабря.

На л. 85 об. внизу справа: Получен в Коллегии 18 декабря 1763.

АВПРИ. Ф. Сношения России с Китаем. Оп. 62/1. 1762-1764 гг. Д. 6. Л. 82-84, 85 об. Подлинник.


Комментарии

1. По данным журнала, 30 апреля (л. 89).