№ 114

1762 г. июля 19. — Записка курьера И. И. Кропотова в Коллегию иностранных дел с предложением отправки каравана в Пекин после урегулирования им этого вопроса с китайской стороной

/л. 32/ Записка.

В Инструкции отправленному в Пекин куриеру между протчим написано:

Примечать из разговоров с китайцами, в каком они с богдыханом своим по случаю возшествия Ея императорского величества на престол, а здешней империи мнении находиться будут и разведать:

/1/О тамошнем состоянии и о числе войск.

/2/ Нет ли у китайцов ныне с какими народами войны, или против оных к тому предприятия и приуготовления.

/3/ Примечать, как китайцы к российской стороне поступают и не имеют ли на оную худых умыслов. Также, какие тамо российския тавары в лутчем почтении и по какой цене покупаются.

К исполнению предписанного патребно, и получить случай обходиться как с католицкими патерами, так и с китайцами такими, которые бы могли о всем зделать довольное понятие. Следственно, чрез партикулярных людей надежнаго известия получить сумнительна.

А как довольно известно, в каком худом почтении бывают в Пекине здешния куриеры, то есть не могут они с министрами китайскими видеться иначе, как в Трибунале при подаче листов, и другой раз при отправлении назад с ответом. Пребывание же их в Пекине не продолжается больше месяца, а все то время имеют они при себе пристава с крепким присмотром. И есть ли с кем говорить потребно будет им, всегда при приставе. /л. 32об./

А католицкия патеры (хотя бы и случилось с ними сыскать знакомство) апасаются часто видеться и свободно говорить с россианами. Итак, к исполнению порученного худая надежда предвидится.

В дополнении к инструкции предписано: стараться разведать, примется ли в Пекине здешней караван по прежним трактатам, по чему видно намерение караван туда отправить.

А как по многим известиям видно, что караванныя директоры принимаются в Пекине совсем в ином виде перед куриерами и имеют иногда случай видеть и самаго хана, а не токмо министров, да и времяни имеют в Пекине пробыть до шести месяцов. Следственно и случаю к разведыванию о том, что здесь знать потребно, по обхаждению с китайцами под видом продажи таваров, довольно получить могут.

По справке из Сибирского приказу известно, что в 757-м году по указу Правительствующаго сенату велено Сибирскому приказу караван к отправлению в Пекин приготовить на основании бывшаго там последняго. По котораму указу свозная из сибирских городов в Иркутск мягкая рухлядь по цене на 100000 рублев приготовлена была. Также и от брегадира Якобия надлежащая путевыя припасы, скот и серебро было в готовности. [256]

А потом по указу же Правительствующаго сената то отправление каравана отменено, а тавары некоторые в Москву привесть, а другие там продать велено. Токмо продажа в Иркутске знатной суммы не могла составить, потому что тамошния купцы требовали, чтоб позволено было им, купя, тавар тот выпустить за границу, а иначе купить им на знатную /л. 33/ сумму не можно. В чем однако ж им отказано для того, что за границу лутчия тавары позволено отпускать одному обер-директору Шемякину, а как другия того позволения не имеют, следственно в Иркутске продажа хотя и была, токмо на малую сумму, да и такия тавары проданы, кои внутри России употребляются. Из рапортов же из Иркутска, известно, что товаров на отпуск ныне в караван набрать довольно можно в скорости.

А как чрез многия слухи известно, что китайцы великое презрение имеют к учрежденным на границе от обер-директора Шемякина прикащикам и с ними не токмо на те тавары, кои ему одному выпускать позволено, мены не делают, но и никаких не покупают. Следственно, в Пекине таких таваров, кои в караванах отпускались, мало, и предвидится надежда, что караван охотно примется.

И ежели Государственная коллегия иностранных дел за благо рассудить изволит, то, кажется, потребно представить Правительствующему сенату, чтоб повелено было Сибирскому приказу, как наискоряе к отправлению каравана зделать учреждение. И оной поручить в дирекцию отправленного в Пекин куриера с надлежащим наставлением по примеру бывшаго в 731-м году отправления, в котором директору канцелярии советнику Лангу поручено было зделать объявление о восшествии на престол Ея величества императрицы Анны Иоанновны.

И не благоволено ли будет повелеть, пока караван приготовляться будет, ехать ему с порученною комисиею в Пекин и, истребов ответ и позволение о принятии каравана, возвратиться на гранится на границу (Так в тексте), где взяв караван, следовать в Пекин. Или буде обстоятельствы допустят, не выезжая из Пекина, писать /л. 33об./ в Селенгинск к брегадиру Якобию об отправлении каравана с директорским товарищем, которой обыкновенно при караванах определяется.

Итак, имев довольно времяни пробыть в Пекине и помощию тово кредита, которой караванные директоры имеют, можно полагать надежду в исполнении порученной комисии ныне отправляющемуся куриеру.

Подал господин Кропотов
19 июля 1762

АВПРИ. Ф. Сношения России с Китаем. On. 62/1. 1762-1764 гг. Д. 6. Л. 32-33 об. Подлинник.