№ 10

1756 г. июля 31. — Прошение Коллегии иностранных дел в Правительствующий сенат о назначении источника финансирования миссии В. Ф. Братищева

/л. 12/ По указу Ея императорскаго величества в коллегии иностранных дел определено.

Понеже в указе из Правительствующаго сената во оную Коллегию от 5 минувшаго июня (См. док. № 8.) присланном написано, что по высочайшему имянному Ея императорскаго величества указу за подписанием собственныя Ея императорскаго величества руки майя 30 дня бывшей в Персии резидентом Василей Братищев всемилостивейше пожалован в канцелярии советники и велено производить ему жалованья из Штате канторы по 1000 по 200 рублев на год, а за прежнее время, сколько он жалованья не получал с въезду ево из Персии доныне, выдать ему жалованья по 600 рублев на год, о чем из Правительствующаго сената Штате кантору и указ послан. /л. 12об./ И по имянному ж Ея императорскаго величества указу за подписанием собственныя Ея императорскаго величества руки 30 того ж майя, данному Стате канторе (См. док. № 7), велено оному советнику канцелярии Братищеву для отправления его в Пекин к китайскому двору выдать окладного его жалованья ныне вперед на целой год да сверх того на тамошней проезд и житье 1500 рублев. А он, советник канцелярии, поданным в Коллегию иностранных дел доношением представил и просит, чтоб для скорого его отсюда отправления вышеозначенныя надлежащия ему деньги на счет Статс канторы выдать ему от росходу той Коллегии из наличных, а имянно из того, что придет по рощету за прошедшия с выезда его из Персии годы 3000 рублев /л. 13/ в Москве, а к тому достальные здесь, протчие ж для сей посылки ему в дачю определенные в Табольске того ради по такому прошению и в разcуждении скорого его отсюда отправления из вышеозначенных определенных ему в дачю денег.

(1) С выезду его из Персии по учиненной в Секретной оной коллегии экспедиции справке с 24 майя 1747 года по пожалование его в советники канцелярии по 30 майя сего 1756 года, итого на девять лет и на четыре дни в число 5406 рублев 44 копеек, за вычетом из того (Далее следуют вычеркнутые слова: на гошпиталь по копейки с рубля) выданных ему из Коллегии в счет жалованья в прошлых 1750-м, 1752-м, 1754 годех 750 рублев, выдать [47] 3000 рублев в Москве той Коллегии из канторы, а достальные 1656 рублей, *вычтя со всей полной дачи на гошпиталь по копейке взять здесь* (Данные слова написаны на полях слева): от росходу оной коллегии из наличных, и о том к росходу дать указ. /л. 13об./

Для отправления его в Пекин к китайскому двору окладное жалованье на целой год **вперед 1200 рублев да сверх того** (В тексте на полях слева очеречены коричнеквой вертикальной линией) на тамошней проезд и житье 1500 рублев и того 2700 рублев (Далее на полях слева написано: вычтя с жалованья на гошпиталь по копейке с рубля да с повышения чина на лазарет за месяц по справке с Штате канторы 31 рубль 79 1/2 копеек) отослать в Москве Коллегии иностранных дел из канторы в Сибирской приказ и требовать, чтоб вместо оных толико еже число (Далее следует вычеркнутое: две тысячи семь сот рублев) выданы были ему, советнику канцелярии Братищеву, в Тобольск. И о том в означенную кантору послать указ, а в Штате кантору о сих обоих дачах как во известие, так и о возвращении тех денег в Коллегию иностранных дел послать же промеморию, а в Правительствующий сенат подать доношение следующаго содержания:

1) при сем прилагается копия с высочайшаго имянного Ея императорскаго величества /л. 14/ указа за подписанием собственныя Ея императорскаго величества руки, данного оной Коллегии 30 майя сего 1756 года (См. док. № 6), из которой Правительствующий сенат усмотреть изволит, что для исправления объявленной во оном высочайшем имянном Ея императорскаго величества указе комисии велено отправить к китайскому двору советника канцелярии Василья Братищева. И для сей посылки выдать ему окладного жалованья на целой год вперед да на дорожной проезд до Пекина и обратно до границы и на содержание его во всю бытность тамо 1500 рублев 6*из Штате канторы 6* (Данные слова написаны на полях слева), да сверх того особливо на подарки тамо, кому нужно будет из китайцов, для поспешествования порученных ему дел до 500 рублев в Сибире лутчею мягкою рухлядью, которая к вывозу /л. 14об./ за границу не запрещена. А для вспоможения в дороге и препровождения до Пекина и обратно оттуда придать ему из Селенгинска порутчика Якобия да для посылок двух толмачи и трех человек салдат. И оным всем при отправлении из Селенгинска окладное жалованье на год же выдать, и сверх того на дорожной проезд и на тамошнее содержание порутчику 300 рублев, а двум толмачам и салдатам по 30 рублев каждому дать в Сибире мяхкою рухлядью, которую они тамо для себя употреблять будут, променивая у китайцов на золото и серебро

2) По высочайшему имянному Ея императорскаго величества указу, объявленному в Коллегию иностранных дел в указе из Правительствующаго сената прошедшаго июня 5 дня (См. док. № 8), велено за прежнее время сколько он, Братищев, жалованья не получал с выезду его из Персии /л. 15/ доныне, выдать ему по 600 рублев на год, о чем из Правительствующаго сената в Штате кантору и указ послан.

3) Тот советник канцелярии Братищев поданным в Коллегию иностранных дел доношением (См. док. № 9) представил, что Штате кантора за неимением в наличности денег в выдаче ему того жалованья отказывает и просил, чтоб как оное, так и помянутые определенные ему для сей посылки годовое жалованье и на проезд в дачю произвесть из Коллегии иностранных дел, а имянно за прошлые годы здесь в Санктпетербурге и в Москве, а протчие в Тобольску. Почему и в разсуждении скорого его отсюда отправления, во оной Коллегии в том удовольствие ему учинить определено и те деньги, которыя имеют быть ему выданы в Тобольску, велено отослать в Москве той Коллегии из [48] канторы в Сибирской приказ, а имянно за вычетом на гошпиталь и с повышения чина 2656 рублей 20 1/2 копеек /л. 15об./ и требовать о выдаче оных ему, Братищеву, туда надлежащаго указу.

4) Правительствующего сенату Коллегия иностранных дел чрез сие представляет, дабы о выдаче в Сибире ему, советнику канцелярии Братищеву, по вышеозначенному имянному Ея императорскаго величества указу на росходы и будущим при нем порутчику Якобию, толмачам и салдатам жалованья и на проезд мяхкою рухлядью определено было в потребныя места також и в Сибирской приказ в подтверждение о приеме оной Коллегии из канторы (Далее следуют написанные на полях слева слова: помянутых 2656 рублев 20 копеек с половиною) и о выдаче вместо оных ему, Братищеву, в Тобольску послать Ея императорскаго величества указы.

А что касается до возвращения в Коллегию иностранных дел всех помянутых выдаемых (Так в тексте) на счет Штате канторы из оной /л. 16/ Коллегии денег, которых имеет быть 8106 рублев 44 копейки, то хотя о сем в ту кантору из Коллегии иностранных дел ныне и писано, однакож потому, что оная на окладныя и чреззвычайныя дачи в ту Коллегию и кроме того должна отпустить немалую сумму, но не отпускает неуповательно, чтоб оные вскоре возвращены быть могли. А и в Коллегии иностранных дел наличных денег осталось уже малое число, и дабы за (В тексте ошибочно: за) неимением оных в той Коллегии в нужднейших выдачах и росходах, которыя завсегда бывают, не учинилось остановки, не изволит ли Правительствующий сенат определить те деньги, 8106 рублев 44 копейки в Коллегию иностранных дел отпустить на счет штате канторы /л. 16об./ из другаго места, откуда за благо разсуждено будет. 31 июля 1756 года.

У подлиннаго подписано тако.

Г[раф]: А. Бестужев-Рюмин.
Г[раф]: Михайла Воронцов.
Иван Пуговишников.
Адам Олсуфьев.
Василей Бащнин.
Михайла Новоторжцов.
Петр Курбатов.
Протоколист Иван Артемьев.

В Сенат доношение за подписанием их сиятельств канцлера и вице-канцлера подано 12 августа 1756 года под № 602.

АВПРИ. Ф, Сношения России с Китаем. Оп. 62/1. 1756 г. Д. 8. Л. 12-16 об. Черновик.