№ 92

1725 г. ноября 3. — Письмо С. Л. Владиславича-Рагузинского агенту Л. Лангу о подготовке материалов для посольства

/л. 340/ Благородный господин агент Ланг.

Я не сумневаюся, что благородию вашему давно известно из грамоты (См. док. № 23), посланной к вам указом ея императорского величества нашея всемилостевейшия государыни и самодержицы в прошлом августе месяце из Государственной Иностранных дел колегии, что я по указу отпущен в Китайское государство чреззвычайным посланником и полномочным министром для спокоения ссоры и протчего, которые произходили и вседневно произходят на границе после заключения мира покойного графа Федора Алексеевича, также за объявление при дворе китайском о преставлении блаженные и вечнодойстойные памяти Петра Великаго, императора и самодержца всеросискаго, и воспринятии скиптра росийскаго всемилостивейшей государыни императрицы /л. 340об./ и самодержицы всеросийской Екатерины Алексеевны и для комплиментования от ея императорского величества новому богдыханову величеству. И уже я благополучно спедицию свою получил и к Москве прибыл, не ожидаю иного, кроме перваго зимнего пути, которым с наилутчим поспешением трактовать намерен чрез Тобольск до Селенгинска и до Пекина, ежели жив буду [и] никакого препятия не будет. Имею указ (См. док. № 79) при себе и милость вашу взять, ежели то китайскому двору противно не будет. Имею с собою племянника вашего Фридрика 1, которой меня зело просил, дабы ево к вашему благородию привесть.

Доведетца милости вашей трудитьца с наилутчею прилежностию приготовить два дела до моего прибытия, постоновления письменного с наилутчим акуратным порятком для моего известия:

Первое, розыскный и праведный реестр о беглецах, сколько числом, какого качества и прозвания, с описанием году и месеца, ушло руских потданых в китайскую сторону, также и китайских потданных в Росию, наипаче сколько тех и какого чина и прозвания, которые при вышеписанном мирном договоре были росийские потданые, а спустя несколько времени ушли в Китаи и паки возвратились в Россию, дабы о том я мог /л. 341/ в правде обоих стран удовольствовать при дворе китайском, ежели прежде меня то дело в подлинное совершенство не приведено.

Второе, наивяшщие труды приложите о известии состояния земли и крепостей, лесу, рек и протчих угодий в местах пограничных, и что нужда к Росийскому империю, и в чем например с китайцами ссора, ежели возможно и ланкарту сделать и от искусных пограничных людей [223] подлинную реляцию и информацию получить, хотя сей второй пункт надлежит вам держать секретно, сколько возможно, зело нужно, токмо бы я о том имел подлинное известие в марте месяце от вас на границе, к которому числу, богу извольшу, надеюся тамо быть. Между тем, ежели что разсудите за благо, можете ко мне писать на дорогу.

О вышеписанных двух пунктах пишу по указу, в чем надеюся, что ваша милость будете поступать, как надлежит доброму министру и верному потданому. А для себя прошу вас, моего благодетеля, прикажите уготовить к моему приезду одну варю доброго пива, а другую самого лехкого полпива, да бочку самова лехкова меду для моей персоны и обиходу дому моего. Также прошу приискать купить шесть лошедей коретных паристых или цуковых, каких наилутче сыскать возможно, да две лошеди верховых покорных и казистых. А что на все вышеписанное приуготовление издержите денег, то я по моему прибытию заплачю с наилутчим благодарением. Ежели же милости вашей того учинить невозможно,/л. 341об./ то прикажите моим словом исполнить ту вышеписанную покупку камисару Третьякову, за что я милости ево отслужить потщуся.

От вашего племянника при сем приключаю письмо. А о вашем жаловании ссылаюся на посланной к вам указ прежде сего с вашим челядником.

В Санкт-Питербурхе, здесь и по всему империю милостию всевышняго бога и благоразумным управлением всемилостивейшей государыни императрицы все смирно и благополучно.

При сем остаюсь вашего благородия всякого добра желательный слуга граф Сава Владиславич.

В Москве, ноября 3 дня 1725 году 2.

АВПР, ф. Сношения России с Китаем, 1725 г., д. № 4, л. 340-341 об. Копия.

Запись в журнале.Там же, 1726 г., д. № 18. л. 13 об.14.


Комментарии

1. Геденберг (Геденберх, Гиденберх) Фридрих — шведский офицер, каптенармус, племянник Ланга.

25 октября 1724 г. прибыл из Стокгольма в Петербург на шведском торговом судне, в 1725 г. отправился с посольством С. Л. Владиславича в Селенгинск для свидания с Л. Лангом. По-видимому, в Селенгинске шел разговор о возможной поездке Ф. Геденберга в Пекин. И. И. Глазунов 2 ноября 1727 г. писал С. Л. Владиславичу: «Фридрик на Пекин зело не любит и всечасно думает на Питербурх, и живет в великой о том печали» (АВПР, ф. Сношения России с Китаем, 1727 г., д. № 18, л. 53 об.). 14 апреля 1728 г., получив от Владиславича паспорт, Геденберг выехал из Селенгинска в Петербург, чтобы вернуться на родину — в Швецию (там же, ф. Приказные дела новых лет, оп. 15/3, 1728 г., д. № 143, л. 1-4; д. № 26, л. 6).

2. Это письмо было послано с курьером И. Филатовым по Нижегородскому тракту в Тобольск 3 ноября 1725 г. и получено Л. Лангом в Селенгинске 1 апреля 1726 г. (см. док. № 130).