№ 87

1725 г. октября 9. — Письмо С. Л. Владиславича-Рагузинского графу П. А. Толстому 1 о своем отъезде с посольством из Петербурга и о намерении написать духовное завещание

/л. 13/ Высокосиятельнейший граф Петр Андреевич, мой премилостивый государь.

Ныне уже я отъезжаю по указу ея императорского величества в такой дальной путь, где обещаю, свидетельствуя самим богом, служить ея величеству и всему империю Всероссийскому с наилутчею верностию, прилежностию и усердием, колико бог наставит меня на разум, о чем надеюся достоверно свидетельствовать моею верностию (богу изволивши) с моим возвращением.

А понеже давно знаю ея императорского величества к сирой моей фамилии превеликое монаршеское милосердие, на которое имеем твердую надежду и упование, наипаче на вашего сиятельства христианское и ковалерское человеколюбие и ко мне, странному, и фамилии моей древнюю свою милостивую протекцию, от которой, прошу прилежно, да оставлены и впредь не будем, ибо не имею сродника, ни патрона надежного, кроме вашего сиятельства, кому себя и оставшую мою фамилию [186] рекомендовать во всяком случае, за что бог вам, государю моему, да воздаст, а я потчуся до конца жизни моея вашего сиятельства великодушного благодеяния не забывать.

Фамилию и дом мой петербургской, мызу и протчее оставляю я под ведением родного моего племянника Моисея Владиславича, которому прошу в нуждах милостивую протекцию и вспоможение.

В Малой России обретающияся мои маетности, заводы и протчие мои интересы оставляю под ведением племянника моего родного Гаврила Владиславича, и ко оному в нуждах, в правде прошу милость и вспоможение.

Маетности мои, которые в Рижском уезде обретаются, оставляю под ведением надежного моего кореспондента господина Эрика Адама Шварца и оного в нуждах вашего сиятельства рекомендую. /л. 13об./

Дом мой московской, з двумя садами и со всем каменным и деревянным строением, на которой (кроме блаженныя и вечнодостойныя памяти его императорского величества жалованья) издержал я из своих пожитков 24 000 рублев, а ныне оной дом и протчее, к нему надлежащее, как сады, так каменное и деревянное строение, желаю продать и ежели сыщется купец на готовые деньги, а имянно хотя по послед ней мере за 12 тысяч рублев отдать, в которой продаже прошу вашего сиятельства, изволите иметь сущую мою мочь. И в таком случае, ежели тот мой дом продастся, и деньги получа, прошу оные приказать отдать в дом мой здесь племяннику моему Моисею или брату ево Гаврилу, дабы те деньги могли они употребить в торг для моей прибыли.

Вашему сиятельству известно, что в древнейших летах мою родительницу, также и в младенческом возрасте дщерь оставляю, ныне обеих в болезнях, и ежели по человечеству приключится единой или другой смертный час, желаю и прошу, да будут погребены по христианскому закону и шляхетскому обыкновению.

А по моем прибытии в Москву, еже жив буду, имею намерение написать духовную (См. док. № 108) и в случью смертнаго часа, которому всем человеком необходимо, учиню всем оставшим моим определение. И оную духовную для сохранения дерзну послать к вашему сиятельству, наделся на великое милосердие ея императорского величества и ваше великодушное заступление, что вы, государь мой, в том желание мое с вставшими моими исполните и после смерти моей оставшее мое от своей милостивой протекции не оставите.

При сем остаюся с должнейшим респектом вашего сиятельства, моего милостивого государя и истиннаго протектора верный и покорный слуга.

Co Saua Vladislauich.

Санкт-Питербург, октября 9 дня 1725 году.

ЦГАДА, ф. Сенат, кн. 1171, л. 13-13 об. Подлинник.

Опубл. 2: Синдик Душан. Тестаменти Саве Владиславика. Београд, 1980. (Историски институт. Мешовита Граига. Кн. 8), с. 151-152.


Комментарии

1. Толстой Петр Андреевич (1645-1729) — государственный деятель, дипломат, сенатор, граф.

В 1697-1698 гг. жил в Италии, изучил итальянский язык. Перевел поэму римского поэта Овидия «Метаморфозы», в основу которой положены мифы о различных превращениях богов, героев и людей. Был послом в Османской империи (1702-1714), начальником Тайной канцелярии, президентом Коммерц-коллегии (с 1718 г.), членом Верховного тайного совета (с 1726 г.).

В 1727 г. выступил против А. Д. Меншикова, после чего был лишен всех чинов и состояния и приговорен к смертной казни, замененной ссылкой в Соловецкий монастырь (ПСЗ. Т. 7, № 5084, с. 798-800), где и умер, по одним сведениям, 30 января 1729 г., по другим — 17 февраля того же года. В 1742 г. его потомкам была возвращена часть конфискованных имений, а в 1760 г. — графский титул (Румель В. В. и Голубцов В. В. Родословный сборник русских дворянских фамилий. Т. II. СПб., 1887, с. 494; Щербухина Л. Пращур Толстого. — Наука и жизнь. 1978, № 10, с. 114).

С. Л. Владиславич был в дружеских отношениях с П. А. Толстым, перед отъездом в Китай оставил ему на хранение свое духовное завещание (см. док. № 108 и коммент. к нему) и посылал с дороги письма, в частности в марте 1726 г. из Томска (АВПР, ф. Сношения России с Китаем, 1726 г., д. № 17, л. 16 об.). Подробнее о П. А. Толстом см.; Русский посол в Стамбуле. Петр Андреевич Толстой и его описание Османской империи начала XVIII в. М., 1985; Павленко Н. И. Птенцы гнезда Петрова. М., 1988, с. 116-245.

2. Письмо опубликовано в Югославии на русском языке с некоторыми погрешностями: отдельные слова пропущены, а некоторые — прочтены не совсем верно, в легенде неточно указаны номера листов (Синдик Душан. Тестаменти Саве Владиславича. Београд, 1980 (Историиски институт. Мешовита Грача. Кн. 8, с. 151-152).