№ 207

1727 г. января 11. — Приговор Сената о назначении целовальника Д. Молокова комиссаром торгового каравана и о запрещении русским купцам вывозить пушнину в Цинскую империю

По присланному ея императорского величества указу из Верховного тайного совета (См. док. № 203), в котором объявлено:

Доносил ея императорскому величеству чрезвычайной посланник, действительной статской советник, иллириской граф Сава Владиславич з границы китайской от речки Буры от 31 августа (См. док. № 189), что китайские министры, которые ево на границе принимали, росискому каравану с ним, Владиславичем, без указу ханского не пропустили, но в бытность в Пекине будет он о том прилагать труды и как скоро пашпорт о пропуске оного каравана получит, то пошлет оной к первому целовальнику, назначенному камисару Молокову да к сержанту Ножневу, которые при караване обретаютца. И ежели новой камисар к тому каравану не пришлетца, то может помянутой Молоков с протчими целовальники по надлежательству управлять, и что росийские подданные торговые люди /л. 50об./ из Сибири за границу китайскую в Ургу провозят премногое число мяхкой рухледи, которой повсягодно более, нежели в дву караванах казенных, в отпуску бывает, а пошлин не токмо с мяхкой рухледи, но и с протчих товаров со всего отпуску в Ургу и в Китайское государство более 20 тысяч рублев в казну ея императорского величества не собираетца, и что чрез такой великой и непорядочной торг на мяхкую рухледь за множеством китайцы уже и не смотрят. И для того он, Владиславич, представляет, дабы оной торг мяхкою рухледью росиским подданным запретить.

И ея императорское величество указала у каравана казенного, обретающагося ныне у Селенгинска, быть комисаром вместо умершаго камисара Третьякова первому целовальнику Дмитрею Молокову (которой, по справке с Сенатом, к тому уже и определен). И покамест тот караван в Пекин пропуститца и оттуда оной також и чрезвычайной посланник /л. 51/ и полномочной министр граф Сава Владиславич возвратится 1, торговым российским людем купечество в китайскую сторону рухлядью весьма запретить под штрафом взятья в казну ея императорского величества всех их товаров, дабы никто отнюдь не дерзал мяхкой рухледи ни великим, ни малым числом возить за границу китайскую в Ургу, в Наун и во все другие х Китайскому государству принадлежащие городы и места, чтоб оттого казенному каравану в продаже в Китаех мяхкой рухляди убытку не приключилось. А, кроме той мяхкой рухляди, протчими товары дать позволение подданным ея императорского величества российским купцам за границею китайскою торговать свободно с платежем надлежащих пошлин, но пограничным управителем смотреть накрепко, чтоб российские купцы противно сему указу, как выше сего означено, никакой мяхкой рухляди за границу отнюдь не провозили, и чтоб о том о всем вышеписанном послать из Сената в Камор и в Комерц колегии и куды надлежит /л. 51об./ немедленно указы. А о том же к сибирскому губернатору указ из Верховного тайного совета послан. [496]

И по силе того ея императорского величества указу Высокий Сенат приказали о вышеписанном исполнении послать в Камор и в Комерц колегии и в Магистрат указы, велеть о всем о том чинить, как во оном ея императорского величества указе изображено, неотменно.

Иван Дмитреев-Мамонов.
Василей Новосильцев.
Князь Алексей Черкаской.
Юрья Нелединской - Мелецкой.
Обер-секретарь Матвей Козмин.

Слушано и подписано генваря 11 дня 1727.

На л. 51 об. под текстом: С сего протоколу копию принял Иван Кедрской.

ЦГАДА, ф. Сенат, кн. 1962, л. 50-51 об. Подлинник.


Комментарии

1. Караван Д. Молокова и Л. Ланга отправился в Пекин из Чикойской Стрелки 13 сентября 1727 г. О возвращении каравана из Пекина в Россию сообщалось в отписке из Сибирской губернской канцелярии от 4 марта 1729 г. (ЦГАДА, ф. Сенат, кн. 160, л. 58-59). Л. Ланг в своем дневнике 1727-1728 гг. записал: «В 4-й день октября (1728 г. — Сост.) прибыли слава богу щастливо с первою частию его императорского величества каравана в новопостроенную крепость на Чикое-реке святаго Петра и Павла. В 7-й день ноября пришла и другая часть каравана щастливо... В 13-й день ноября прибыла и третия часть каравана в добром состоянии» (АВПР, ф. Сношения России с Китаем, 1727 г., д. № 6, л. 320-320 об.).

С. Л. Владиславич с посольством вернулся из Пекина в посольский лагерь на р. Буре 14 июня 1727 г. (см. коммент. 41 к док. № 196).