№ 199

1726 г. декабря 14. — Протокол заседания Верховного тайного совета по доношению С. Л. Владиславича-Рагузинского о делах посольства

/л. 29/ 1726-го, декабря 14 дня. В Верховном тайном совете слушано доношение отправленного к китайскому двору чреззвычайным посланником и полномочным министром действительного статского советника, иллирийского графа Савы Владиславича з границы китайской от речки Буры от 31 августа под № 6-м (См. док. № 189), которым он доносил:

1. О принятии своем на границе китайской от двух знатных китайских министров и о пропуске ево к китайскому двору, и что епископа Иннокентия Кульчицкого и каравану российского с ним, Владиславичем, в Китаи помянутые министры без указу ханского не пропустили. [470]

2. Что он от того каравану, хотя оной в Пекин и пропуститца, прибыли никакой быть не усмотревает затем, что российские купцы многую мяхкую рухлядь возят прямо за китайскую границу и продают. И для того б тот торг запретить.

3. Для каких причин помянутому епископу пропущену быть в Пекин не надеется. И для того б отправить отсюду иную духовную /л. 29об./ ученую особу под имянем архимандричьим, а между тем бы в Пекин повелено было ему взять из-Ыркуцка архимандрита Антония, которой мунгальской язык знает.

4. О городе Селенгинске, что оной весьма плох и на месте ни к чему годном стоит, и для того он приискал к строению тамо фортеции иное удобное место и представляет мнение свое, чтоб ту фортецию построить.

5. Что и анбары тамо ж для поклажи казенных караванных товаров в худом и ниском месте были, которые он велел перенесть на другое безопасное место.

И при оном доношении прислал он, действительной статской советник, сочиненные от него 3 книги: 1) о перебещиках с российской и китайской стороны и о обидах пограничных; 2) о приисканных в пограничных сибирских городах копиях с трактатов о подданстве России в древние лета мунгальских владельцов; 3) о описании границы с Китайским государством и о сочинении тому карты, которая прислана при той книге 1.

И ее императорское величество указала к нему, графу Владиславичю, во ответ /л. 30/ на помянутое ево доношение послать грамоту ея величества (См. док. № 210) со апробациею всех ево означенных в том доношении поступков и представленных мнений как о караване казенном и о заказе российским купцам торговли за китайскую границу, так и во отсмотрении удобного места к строению новой Селенгинской фортеции и анбаров для клажи казенных караванных товаров и протчее, и что ее императорское величество теми ево прилежными трудами соизволит быть всемилостивейше довольна. А в протчем против оного его, графа Владиславича, доношения повелела ее императорское величество чинить следующее:

1. У каравану российского, обретающагося ныне у Селенгинска, быть камисаром вместо умершаго комисара Третьякова первому целовальнику Дмитрею Молокову (которой, по справке с Сенатом, к тому уже и определен). И покамест тот караван в Пекин пропуститца и оттуду оной, також и чреззвычайной посланник и полномочной министр /л. 30об./ граф Сава Владиславич возвратится, торговым российским людем купечество в китайскую сторону мяхкою рухлядью весьма запретить под штрафом взятья в казну ея императорского величества всех их товаров, дабы никто отнюдь не дерзал мяхкой рухляди ни великим, ни малым числом возить за границу китайскую в Ургу, в Наун и во все другие к Китайскому государству принадлежащие городы и места, дабы оттого казенному каравану в продаже в Китаех мяхкой рухляди убытку не приключилось. А, кроме той мяхкой рухляди, протчими товары дать позволение российским купцам за границею китайскою торговать свободно с платежем надлежащих пошлин, но пограничным управителем смотреть накрепко и прилежно, чтоб они, российские купцы, противно оному указу, как выше сего означено, никакой мяхкой рухляди за границу отнюдь не провозили. И послать о сем в Сенат, в Камор и Комерц коллегии и к сибирскому /л. 31/ губернатору указы, такожде о том написать в указе и к графу Владиславичю с следующею к нему одному прибавкою, что здесь по усмотрению [471] непорядочной китайской комерции разсуждается, дабы впредь, когда вышепомянутой казенной караван из Пекина в Сибирь возвратится, отставя посылку в Пекин таких казенных караванов, дать бы позволение всем российским купцам в Китайском государстве комерцию иметь и всякие товары туда отпускать и оттуду в Россию привозить свободно с платежем достойной пошлины, чтоб чрез то российские купцы и особливо сибирские (Слово сибирские ошибочно повторено дважды) жители, которые без торгов весьма оскудали, поправитьца могли, только сие еще здесь не определено и не определитца до возвращения ево; ибо он, тамо будучи, лутчее в том может усмотреть, и для того б он, граф Владиславич, в бытность свою в Пекине, разсмотря подлинно тамошнее состояние и порядки в купечестве, прислал свое обстоятельное /л. 31об./ мнение, как в той комерции из России в Китайское государство впредь лутче и полезнее к интересам ея императорского величества поступать за потребно усмотрит.

2. Епископа Иннокентия Кульчицкого для объявленных в доношении графа Владиславича причин в Пекин не отпускать, но вместо оного по представлению его, графа Владиславича, когда он о пропуске в Пекин духовной особы позволение у хана китайского получит, отправить туда из-Ыркуцка Вознесенского монастыря архимандрита Антония с приличным числом священников и протчих церковных служителей, а имянно от четырех до шести персон. С тем же архимандритом послать в Пекин и учеников, которых он в-Ыркуцку обучает мунгальскому языку, дабы оное обучение им и в бытность в Пекине продолжал. И дать оному архимандриту и протчим с ним на дорожной проезд до Пекина /л. 32/ и для тамошняго жития на первой год жалованья из доходов помянутого Вознесенского монастыря по разсмотрению Синода, а впредь тому архимандриту со обретающимися при нем церковными служители и учениками давать погодное жалованье из Сибирской губернии из казенного каравана и из других тамошних доходов, а имянно архимандриту от 500 до 600 рублев на год, а протчим при нем по разсмотрению сибирского губернатора, чем они могут себя без нужды содержать. И о том как в Синод, так в Камор-коллегию и к сибирскому губернатору послать указы. А о посылке отсюду впредь в Пекин духовной особы, ученого и искусного человека, которой бы посвящен был здесь тайно во архиереи, а тамо б был и службу церковную явно отправлял под образом архимандрита, иметь совет с Синодом.

3. Крепость Селенгинскую строить вновь на приисканном /л. 32об./ от графа Владиславича месте у реки Селенги теми военными людьми, которые отправлены к границе китайской с полковником Бухолцом. К тому ж употребить, по разсмотрению сибирского губернатора, и тамошних жителей. И для строения оной отправить туда из Военной коллегии немедленно инженера и артилерийского офицера. А какую тамо крепость удобнее делать, каменную ль или земляную, в том, також и во удовольствовании оной новой крепости артилериею и аммунициею и гарнизоном, Военной коллегии поступить по своему разсмотрению. Такожде ис той Коллегии послать на китайскую границу к камисару Степану Колычову, по его доношению, вместо умершаго кондуктора князя Федора Голыгина другова, кондуктора ж. И послать об оном всем в Военную коллегию и к сибирскому губернатору указы.

4. По показанным в присланной графа Владиславича книге второй спискам с трактатов о Алтыш-/л. 33/хане и других тамошняго краю тайшах искать в архиве Коллегии иностранных дел в Москве таких оригинальных трактатов, також справитьца с Сибирскою канцеляриею, нет ли оных тамо, и чтоб ис той Сибирской канцелярии прислали [472] в Коллегию иностранных дел всему старому архиву сибирскому роспись с подлинным описанием, и, по усмотрению, из оной дела, принадлежащие до Иностранной коллегии, взять в ту Коллегию. Також справитьда с Сенатом, есть ли что в Москве на Казенном дворе в полатах старых архивов и какия дела имянно, тому б прислали в Верховной тайной совет роспись же. И о том в Сенат и в Камор-коллегию послать указы.

Карл Фридерих.
Александр Меншиков.
Генерал-адмирал граф Апраксин.
Канцлер граф Головкин.
Граф Петр Талстой.
Князь Дмитрей Галицын.
Василей Степанов.

АВПР, ф. Сношения России с Китаем, 1726 г., д. № 1, л. 29-33. Подлинник. Черновик. — Там же, л. 34-41.

Опубл.: Бантыш-Каменский H. Н. Дипломатическое собрание дел между Российским и Китайским государствами с 1619 по 1792 год. Казань, 1882, с. 126-127 (в изложении); Сборник Русского исторического общества. Т. 56. СПб., 1887, с. 510-511 (полностью). Уляницкий В. А. Русские консульства за границей в XVIII в. Ч. II. М., 1899. Приложение 40, с. CXXVII1 (частично).


Комментарии

1. См. коммент. 7 к док. № 146.