№ 172

1726 г. июля 1. — Отписка сибирского губернатора М. В. Долгорукова в Военную коллегию об укреплении пограничных крепостей

/л. 1/ Всепресветлейшая, державнейшая, великая государыня императрица Екатерина Алексеевна, самодержица всероссийская.

Сего 726 году, июня 29 дня получил я из-Ыркуцка от статского действительного советника, чрезвычайного посланника и полномочного министра, иллирийского графа Савы Владиславича письмо (Письмо от 6 мая 1726 г. (АВПР, ф. Сношения России с Китаем, 1726 г., д. 18, л. 68 об., — 70 об)), в котором написано:

Прибыл он в-Ыркуцк последним зимним путем апреля 5 дня сего 726 году. Ланкарту же никакую там не сыскал, кроме той части, что агент Ланг послал, в которой, кроме реки (В тексте ошибочно: рек) Аргуни, ничего иное к нужнейшему делу разграничения не означено. А понеже доведетца граничить на несколько тысяч верст как от реки Горбицы до каменных гор и от оных до моря и между каменными горами и рекою Удью, против в мирном договоре означенново, так и вверх по Иркуту до Косогола и до Енисейских вершин, до Саянского камня и до реки Абакана, где кочюют народы саяты, и до сущей границы контайшиной, итого будет на несколько тысяч верст. И того для по силе указу вашего императорского величества ради такой нужнейшей описи границы и сочинения ланкарты послал он из-Ыркуцка четырех человек геодезистов, которым велено было в Сибирской земли описывать и совершенную ланкарту сочинять 1. Да апреля 13 числа отпустил он нарочного куриэра в Пекин с письмами, требуя по обыкновению от двара богдыханова величества позволения о ево приеме и свиты, также писал о агенте Ланге, о пропуске каравана и епископа переславского. Итак, надеется получить ответ в-ыюле ж месяце. А дело пограничное ма[ло] (Слово под чернильной кляксой; чтение предположительно) в добром порятке обретаетца, а имянно крепости Нерчинск, Удинск и Селенгинск самаго плохова деревянного строения и от ветхости, почитай, упадают, которые ежели не будут починены, то и весьма развалятца. И артилерия и аммуниция зело в худом порятке. И когда прибудет полк полковника Бухолца, вспоможением тамошних жителей доведется пограничные крепости починить, артилерию и протчее в готовности иметь. Иркуцк, Нерчинск, Удинск и Селенгинск хотя полисадами с маленьким ровом оградить по обыкновению и варота установить двух ради притчин, а имянно от набегов неприятельских или смущения иноземцов подданных.

А па справке в губернской канцелярии, в прошлом 725 году, октября 23 дня /л. 1об./ в присланных вашего императорского величества ис Правительствующаго Сената указе и дубликате в Сибирскую губернию написано: пограничные крепости, усматривая по тамошнему случаю, велеть, пакрепить. И по оному вашего императорского величества указу о починке крепостей и о приуготовлении артилерии и для перекручиванья пороху и починки ружья в Енисейскую и Иркуцкую правинции указы и мастеров четыре человека посланы.

А в указе блаженные и вечнодостойные памяти его императорского величества из Государственной Военной коллегии в прошлом 723 году написано: велено о починке крепостей присылать ведомости, а между тем все пограничные крепости чинить по прежним указом гварнизонными исподоволь. [349]

И по тому вашего императорского величества указу по прибытии в Тобольск послал я во все городы указы, велел о тех крепостях прислать ведомости. Да в прошлом же 725 году, сентября 13 дня писал из-Ыркуцка лейб-гвардии капитан-порутчик Измайлов, что де в Нерчинску город деревянной рубленой стал быть ветх и стены опали, да от оного ж де большею водою подмыло башню и унесло, а без указу де нового города построить не смеет. И по оной ево отписке к нему, Измайлову, послан указ октября 25 дня того ж 725 году, велено по силе присланных блаженныя и вечнодостойныя памяти его императорского величества из Государственной Военной коллегии указов город Нерчинск, которые места ветхи и обвалились, починить без замедления, не упуская удобного времени, усматривая к пользе вашего императорского величества интересу, как и способнее служилыми людьми, которые в Нерчинску и близ Нерчинска обретаютца. А ежели оную крепость надлежит перестроить вновь, и ему, Измайлову, оной крепости для посылки в Государственную Военную коллегию учиня прислать чертеж и при нем ведомость, что надобно для той перестройки мастеровых и работных людей и всяких материалов, и на наем тех людей, на поставку припасов, и во сколько оная крепость суммою построитьца может.

А в Военную коллегию писано того ж октября 25 дня, что оной Нерчинский город велел починить для того, что ежели [описоваться] (В тексте слово описоваться пропущено: восстановлено по смыслу) о том, за дальностию от Тобольска пройдет немалое время, а не починить /л. 2/ оного города опасно, понеже он пограничной.

А по вышеписанному статского действительного советника, графа, господина Владиславича письму (В тексте описка: письмо) о починке крепостей в-Ыркуцку, в Нерчинску, в Селенгинску, в Удинску тамошними служилыми людьми по укреплению полисадами и о уприготовлении артилерии и протчаго, в-Ыркуцкую правинцию лейб-гвардии х капитану-парутчику Измайлову послал пафторительной указ с подкреплением.

И того ради всенижайшии доношу, ежели о строении вновь крепостей в-Ыркуцку, в Нерчинску, в Селенгинску потребно будет денег, ис каких доходов повелено будет давать, понеже без асигнации Штатс-канторы ни на какие росходы денег держать не велено, также и салдатам, которые отправлены с полковником Бухолцом на китайскую границу, и тамошними служилыми нерегулярными людьми повелено будет те крепости, которые подлежат вновь строить в показанных городех, и о том дабы повелено было определить указом вашего императорского величества. И о том же в Высокий Сенат и в Государственную Коллегию иностранных дел писано ж.

А присланной от него, графа Владиславича, куриэр Епимахов в пакете с нужными письмами для отдания в Маскве Государственной Иностранных дел в кантору отправлен ис Тобольска сего июля 1 дня. И на дачю на ямскую падводу до Масквы прогонные и поверстные деньги выданы ему в Тобольску. А сию отписку велел подать в Государственной Военной коллегии.

Вашего императорского величества нижайший раб

князь Михайла Далгоруково.
Секретарь Козьма Баженов.
Канцелярист Федор Неволин.

Июля 1 дня 1720 году.

На л. 1 вверху над текстом: Подано августа 23 дня 726.

На л. 2 об. под текстом: 1726 г., августа в 24. Приказано о строении Сибирской губернии в городех крепостей сообщить о прежних ево [350] о таких же требованиях и доношениях и, выписав, что учинено, доложить немедленно. Протоколист Матвей Иванов.

Отдано от протоко[лу в 3 день] (Лист порван; чтение предположительно) сентября.

ЦГВИА, ф. Артиллерийская экспедиция Военной коллегии, оп. 1/72, кн. 9, л. 1-2 об. Подлинник.


Комментарии

1. См. коммент. 2 к док. № 144.