№ 170

1726 г. июня 24.Определение Походной посольской канцелярии о возвращении на службу в Иркутской провинции отставных служилых людей

/л. 131/ 1726 г., июня в 24 день по указу ея императорского величества в Походной посольской канцелярии китайской экспедиции против присланной промемории из Иркуцкой правинцияльной канцелярии (Промемория от 24 июня 1726 г. за подписью М. П. Измайлова (АВПР, ф. Сношения России с Китаем, 1726 г., д. № 10, л. 126-126 об.).), по силе ея императорского величества указу (Указ из Сибирской губернской канцелярии от 24 февраля 1726 г. в Иркутскую провинциальную канцелярию, по которому «велено для служеб ея императорского величества отставных вернуть по-прежнему». (Содержание этого указа изложено в промемории на л. 126)) и по настоящым пограничным конъюктуром за предосторожность учинена резолюция послать промеморию в Иркуцкой магистрат и для ведома в Иркуцкую правинциальную канцелярию:

1. Всех дворян, детей боярских и служивых людей, которые были в службе, а после переписи господина полковника Сонцова 1 записаны в посад, для нужных посылок и караулов возвратить по-прежнему в команду Иркуцкой правинцияльной канцелярии немедленно. И по всему дистрикту о возвращении оных к подчиненным магистратом из здешняго магистрата послать указы. И сколько таковых будет возвращено, в Походную посольскую канцелярию прислать ведомость. [347]

2. А которые из дворян и детей боярских и из прочих служивых людей записаны в пасад и при переписи господина полковника Сонцова, тем до ея императорского величества указу [быть] (В тексте слово быть пропущено; восстановлено по смыслу) под магистратцким ведением. И как оным, так и тем, которые обретаютца действительные купецкие люди ведомства магистратцкого, объявить ея императорского величества указ, чтоб для предосторожности с ружьем были в готовности. И сколько таковых в ведомстве /л. 131об./ магистратцком здешней провинции обретаются, в Посольскую походную канцелярию прислать обстоятельную ведомость немедленно, написав имянно, сколько при Сонцовой бытности служивых людей в магистрат записано в ведении оного остаютца и сколько ис посадцких людей может стать в готовности под ружьем 2.

Co Saua Vladislauich.
Секретарь Иван Глазунов.

АВПР, ф. Сношения России с Китаем, 1726 г., д. № 10, л. 131-131 об. Подлинник.


Комментарии

1. Сонцов-Засекин Иван Васильевич — князь, с 1709 г. служил полковником в Сибири. Указом Верховного тайного совета от 1 января 1726 г. произведен в чин генерал-майора и назначен на должность сибирского вице-губернатора (Сборник Русского исторического общества. Т. 69. Протоколы, журналы и указы ВТС. 1726-1730. Т. IV (Июль — декабрь 1727 г.). СПб., 1889, с. 120). В 1722 г. произвел ревизию (перепись) сибирских служилых людей и совместно с Сибирской губернской канцелярией пересмотрел штаты с целью их сокращения (Сибирские города. Материалы для их истории, с. 54-55; Быконя Г. Ф. Заселение русскими приенисейского края в XVIII в. Новосибирск, 1981, с. 205-206).

Указом от 10 сентября 1726 г. из Верховного тайного совета И. В. Сонцову-Засекину предписывалось собрать сведения о расположении полков в Сибирской губернии (Опись высочайшим указам и повелениям, хранящимся в С.-Петербургском сенатском архиве за XVIII век. Т. 2, с. 35).

2. В Сибири сильно ощущалась нехватка служилых людей. Служба там была тяжелой, многие дворяне и дети боярские выходили в отставку, будучи еще в состоянии нести службу. Летом 1726 г. войска халхаского феодала Бубэя Батура в погоне за перебжиками-урянхами вторглись на русскую территорию недалеко от оз. Косогола. Получив об этом известие, Л. Ланг приказал селенгинскому комиссару И. А. Бейтону немедленно послать туда казаков и ясачных людей «с надлежащими воинскими припасы», чтобы «землю оборонить». Однако Бейтону удалось собрать только 30 человек, а «боле ни единого служилого человека не имеет», так как «остальные на караулах и в посылках обретаются», а некоторые — в посаде в отставных числятся. В связи с этим Л. Ланг обратился 18 июня 1726 г. к С. Владиславичу с просьбой приказать Иркутскому магистрату, чтоб «он всеконечно тех людей немедленно в прежние их должности велели возвратить... и чтоб... всегда в состоянии содержаны были ея императорского величества городы от неприятельских и воровских набегов хранить» (АВПР, ф. Сношения России с Китаем, 1726 г., д. № 6, л. 35-37). Ответом на просьбу Ланга явился публикуемый документ.