№ 155

1726 г. мая 31.Письмо С. Л. Владиславича-Рагузинского селенгинскому комиссару И. А. Бейтону с требованием представить сведения о пограничных районах

/л. 82/ Господин селенгинской камисар Иван Бейтон.

Отписку вашу от 12 майя в-Ыркуцку 27 дня получил, в которой против моего требования, кроме роскасков ябеднических, ничего обстоятельно не пишите, наипаче о границе, чем ныне подданные ея императорского величества владеют как российские, так и ясашные действительно, с описанием мест, урочиш, рек и лесов и протчаго таким образом, чтоб ваша неложная отписка могла мене служить при дворе китайском в негоциациях высокого интересу ея императорского величества, не спрашивая бездельников и дураков, которые сказывают, что они по лесу ходили и промышляли, а чей лес, не знают.

Не спрашиваю у тебя владетельства от Адама, но существенно чем ныне Российская империя владеет. И не можешь роскасками отговариватьца, бутто не знаешь, понеже по отцу и деду сам на границе родился 1. А ежели где не имеешь подлинного известия, незазорно и самому потрудитьца и верное описание сочинить, и ко мне предбудущаго месяца июня прислать за своею рукою. А ежели тово не учинишь, то я с тобою буду поступать как с преступником высокомочного указу ея императорского величества 2. Ежели же напишешь неправду, оно (Так в тексте) [328] будешь за неправду ответствовать как предатель государственного интересу.

Граф Сава Владиславич.

Из Иркуцка, 31 майя 1726 году.

АВПР, ф. Сношения России с Китаем, 1726 г., д. № 18, л. 82. Запись в журнале.


Комментарии

1. Бейтон Иван Андреевич — дворянин московского списка, селенгинский комиссар. Происходил из семьи потомственных служилых людей в Сибири. Его дед, Бейтон Афанасий Иванович, известный герой защиты Албазинской крепости от маньчжуров, прусский дворянин, служивший в польской армии, был взят в плен русскими и сослан в Сибирь, где стал в 1698 г. казачьим головой Удинского острога (Шумахер П. В. Первые русские поселения на Сибирском Востоке. — Русский архив. 1879, кн. 2, с. 31, 33; РКО в XVII в. Т. 2, с. 767-768). Сын Афанасия Ивановича Бейтона, Андрей Афанасьевич, был помощником своего отца («товарыщем удинского казачьего головы»), дворянином московского списка, полковником. Он участвовал в посольстве И. Идеса в Пекин (АВПР, ф. Сношения России с Китаем, 1726 г., д. № 10, л. 43; Оглоблин И. И. Обозрение столбцов и книг Сибирского приказа. Ч. 1. М., 1895, с. 195, 196; Избрант Идес и Адам Брант. Записки о русском посольстве в Китай, с. 357)

Другой сын Афанасия Ивановича Бейтона, Иван Афанасьевич, в 1699 г. был послан с торговыми и работными людьми (М. Д. Остафьевым, В. Филатьевым, И. Поршенниковым и др., всего 166 человек) из Нерчинска в Китай «против их челобитья» в качестве «начального человека для росправы между ими в степи и в Китаех» (ЦГАДА, ф. Сибирский приказ, стб. 1422, ч. 2, л. 269).

Многие члены семьи Бейтонов участвовали в работе, связанной с посольством Владиславича, это — Алексей, Василий, Иван, Матвей, Никита, Федор и Яков Бейтоны. Ряд географических объектов того времени носили названия, образованные от фамилии Бейтон, как, например, деревня Тимофея Бейтона в 22 верстах от Балаганского острога, заимка Бейтонов, Бейтонова деревня на берегу Ангары, Бейтонова речка (левый приток Ангары) и др. (АВПР, ф. Сношения России с Китаем, 1726 г., д. № 6, л. 9; Семивский Н. Новейшие любопытные и достоверные повествования о Восточной Сибири. СПб., 1817, с. 132). В 1841 г. была опубликована статья А. Мордвинова «Зюльзинские источники Нерчинского округа», с посвящением одному из потомков защитника Албазина — Петру Константиновичу Бейтону (Русский вестник. 1841, т. 2, № 4-6, с. 654-677).

2. В письме от 7 июля 1726 г. Владиславич благодарит И. А. Бейтона за присланную им в Иркутск «ведомость о пограничных землях» и просит «приложить усердие к составлению чертежа», который должен быть готов к приезду посольства в Селенгинск (АВПР, ф. Сношения России с Китаем, 1726 г., д. № 18, л. 116).