№ 143

1726 г. апреля 30.Рескрипт Коллегии иностранных дел С. Л. Владиславичу-Рагузинскому о порядке использования в ходе переговоров подлинных грамот о принятии в российское подданство в 1689 г. монгольских тайшей и табунутских сайдов

/л. 5/ Божиею милостию мы, Екатерина, императрица и самодержица всероссийская и протчая, и протчая, и протчая.

Благородный, нам любезноверный.

О получении первой твоей по отъезде отсюду реляции из Москвы от 15 ноября прошлого 1725 году (См. док. № 96) дано тебе знать в нашем отправленном к тебе ис Коллегии иностранных дел рескрыпте от 2 декабря того ж году (См. док. № 101). А потом получены здесь в разные времена две реляции твои (одна № 2 из Москвы от 25 декабря (См. док. № 109), другая № 3 из Тобольска от 11 февраля (См. док. № 118)), из которых в последней между иными усмотрено, коим образом в отданных тебе в Тобольску из губернской канцелярии ведомостях, потребных к твоей комисии, нашелся список с статей, присланных от семи тайшей во время бытности на границе китайской посла графа Головина 7197 году (1689 г.) 15 числа генваря, что оные за несколько месяцов до заключения с китайцами мирного договора отдалися нам со всеми их улусными людьми в вечное подданство, такожде тогда и другие два тайши, которых всех имена в помянутой твоей реляции написаны, присягу о подданстве ж нам учинили. И просил ты, чтоб для доказательства китайцом об оных тайшах, приискав в Москве, прислать к тебе тех тайшей о подданстве их письменные обязательства оригинальные на мунгальском языке за их руками и печатьми.

Того ради послан указ наш в Москву в кантору Коллегии иностранных дел к ассессору Петру Курбатову (См. док. № 136), велено вышеозначенных тайшей договорных статей, или присяг, оригинальных на мунгальском или ином каком языке в московском архиве немедленно и со всяким прилежанием искать, и когда найдутца, то оные, приложа к сему нашему рескрыпту, отправить из Москвы с нарочным куриером до Тобольска, а оттуду повелено тот пакет нашему статскому советнику и сибирскому губернатору князю Долгорукову послать к тебе в путь без задержания с нарочным же добрым куриером. И как помянутые договорные статьи, или присяги, вышеписанных тайшей к тебе привезены будут, то тебе оных оригинальных при поезде своем х китайскому двору брать не надлежит,/л. 5об./ дабы иногда китайцы не похотели их каким [306] способом себе получить, а взять тебе с них токмо копии, а оригинальные оставить на границе российской у наших комисаров или где ты за благо разсудишь, дабы в потребном случае возможно было оные оригиналы китайским комисаром или кто от них к тому определен будет в доказательство при съезде с ними на границе показать. А по окончании комисии, когда до тех тайшиных договорных статей, или присяг, дела не будет, надлежит оные оттуду возвратить паки в Москву в прежнее место.

Дан в Санкт-Питербурке, апреля 30 дня 1726 году.

По ея императорского величества указу канцлер граф Головкин.

На л. 5 в верхнем левом углу над текстом: № 2.

АВПР, ф. Сношения России с Китаем, 1726 г., д. № 4, л. 5-5 об. Подлинник.

Текст, утвержденный на заседании Коллегии иностранных дел. — Там же, л. 3-4; черновик. — Там же, л. 6-7 об. 1

(На л. 7 об. под текстом: Отправлен на почте в Москву при указе к Курбатову июля 11 дня 1726 году)


Комментарии

1. П. В. Курбатов задержал отсылку рескрипта С. Л. Владиславичу «до приискания подлинных шертей», а 2 февраля 1727 г. отослал этот рескрипт назад в Коллегию иностранных дел «за нескорым прииском подлинных присяг». 23 февраля 1727 г. был послан из Коллегии иностранных дел в ее Московскую контору к П. В. Курбатову новый указ о необходимости продолжать разыскание подлинников договорных грамот не только в московском архиве Коллегии, но и в Сибирском приказе (АВПР, ф. Внутренние коллежские дела, оп. 2/7, 1727 г., д. № 2, л. 53, 80 об.).