№ 135

1726 г. апреля 7. — Требование Походной посольской канцелярии в Иркутскую воеводскую канцелярию о подготовке материалов для посольства

/л. 18об./ Ис Походной посольской канцелярии китайской экспедиции штатского действительного советника, чреззвычайного посланника и полномочного министра, иллирийского графа Савы Владиславича в-Ыркуцкую канцелярию воевоцкого правления требование 1.

1. Дабы велено приискать с наивящею прилежностию в архиве Иркуцкой канцелярии или в Нерчинской, или в Селенгинской подлинные трактаты, которые сочинены во время бывшего полномочного посла графа Феодора Алексеевича Головина с товарыщи во 197 (1689 г. ) году, генваря 15 дня с мунгальскими семи тайшами 2, а имянно Ирки Контазиевым, Эрдени Батуром, Серен Заб Бантухаем, Чин Ирдением, Доржи Ирки Ахаем, Елден Ахаем, которые состоят в 16 (Вероятно, в тексте описка; следует: 10 (см.: РКО в XVII в. Т. 2, с. 383-385)) пунктах, да еще другой трактат, на особливом листе, табунуцких сайтов Саин Окин-тархана Батур, Сотуй Начина, Мосого Саинкя, Сотулай Карцага, Неикю-зайсан, Иркиня Инкибе-башки, Дархана Ширетуй, Удзин [290] Кашка, Унен Ичин-зайсан и шуленги Темдекей Дархан, Косючи Монготей, Котон Серчичелонка, Темдей Буда, Мергенкя Серчи, Даланкя Зитучей, Начин Наптазар, Буда Мергень, Садзиски Сокту, Ширетуй Гонбо, Дархан Дарзи, Мензен Кулцадан, Гурюшки Далай, Церен Цебул, з детьми своими и с улусными людьми, которой состоит на семи пунктах, когда оные отдалися в вечное подданство Всероссийскому империю. Понеже та Походная канцелярия не имеет подлинного известия, в которой архиве те подлинные трактаты ныне обретаются, здесь ли в пограничных городех или в государственной московской архиве, с которою описоваться за дальным растоянием будет не без замедления, ибо со оного трактата имеется в Походной канцелярии список, против которого не без нужды иметь оригинал за руками и печатьми тех тайшей, как во оном трактате написано, и ежели подлинные трактаты имеются, прислать немедленно.

2. Сочинить регистр в-Ыркуцком, в Нерчинском, в Селенгинском, в Кузнецком, в Якуцком, в Красноярском о всех беглецах, которые после мирного договора из Росийского империя бежали в Мунгалы и протчее китайское владение, окуратным описательством каждого рода и, по возможности, имене и прозвания, наипаче сколько из росийских: из новокрещеных иноземцов, сколько из брацких иноземцов некрещеных, которые ясак платили, и сколько из мунгалов ясачных и неясачных, которые при заключении мира были в подданстве в росийском, а в побеге являютца до сего числа.

3. Все обиды и убытки, каковы и в которое время и где и от кого учинены росийским подданым от китайских подданных, также и о нападении мунгальцов, китайских же подданных, на границу государеву в котором году и месяце и числе, кражею или оружейною рукою, О убивстве, о грабеже и о взятье в полон как мужеского, так и женского полу, с окуратным изъяснением.

4. Описание каждого города земель, рек, лесов, мест /л. 19/ и протчего пограничного соседства, по которое место или урочище или реку ныне владеют российские подданные и в котором месте им от китайцов или от мунгалов утеснение, и могут ли быть без нужды тем землям, лесам, рекам, рыболовлям, звероловлям и протчих, как ныне содержатца пограничные места после вышеозначенного мирного договора. И ежели в котором месте лесу, земли или угодье есть подданным ея императорского величества несносное озлобление и утеснение от китайского владения, чтоб написать то место окуратно.

5. Дабы из сих вышеписанных городов в майе месяце сего 726 году или по последней мере в-ыюне месяце посланы были не токмо означенные ведомости обстоятельно, но и по два человека по прежде посланному указу ис каждого города для лутчего искусия и обстоятельного персонального разговору о вышеписанных делах, которые люди такому делу искусны и угодны, и дабы явилися в Селенгинском пред ним, чреззвычайным посланником и полномочным министром, от которого и паки с награждением милостию ея императорского величества каждой воевода отпущен будет.

6. А ведомости, каковы против означенных пунктов приискать можно и сочинятца, и оные б прислать с закреплением рук тамошних управителей и протчих особ, которые о том деле известны, дабы против оных мог он, чреззвычайной посланник, принять посредственные меры по указу ея императорского величества при китайском дворе в договорах за лучшую пользу подданным обоих империев, наивящшаго согласия и умножения торгу и вспокоения, по возможности, всех ссор, прежде бывших пограничных, для мирного и благополучного соседняго обхождения впредь.

И да благоволит Иркуцкая воевоцкая канцелярия против [291] вышеписанных статей послать немедленно указ хотя с нарочною особою для подлинного исполнения, дабы за мешкотою высоким интересам ея императорского величества не учинить остановки.

Апреля 7, 1726 году.

АВПР, ф. Сношения России с Китаем, 1726 г., д. № 4, л. 18об. – 19. Копия.

(Приложена к реляции С. Л. Владиславича от 6 мая 1726 г. (док. № 146))

Другая копия. — Там же, д. № 10, л. 12-13 об; запись в журнале. — Там же, д. № 18, л. 45-46; выписки. — Там же, д. № 10, л. 8-9.

(На л. 46 под текстом: Подлинное требование за рукою его, графскою)


Комментарии

1. Ответ на это «требование» за подписью М. П. Измайлова от 12 мая 1726 г см.: АВПР, ф. Сношения России с Китаем, 1726 г., д. № 10, л. 8-11 об. В дополнение к своему «требованию» Владиславич направил М. П. Измайлову письмо от 2 мая 1726 г. (там же, д. № 18, л. 61-62).

2. См. коммент. 7 к док. № 146.