№ 102

1725 г. декабря 3. — Письмо сибирского губернатора М. В. Долгорукова С. Л. Владиславичу-Рагузинскому о подготовке для посольства пушнины, провианта, транспорта и провожатых

/л. 289/ Превосходительнейший господин и сиятельнейший граф Сава Владиславич, мой милостивый государь.

Сего декабря 1 дня получил я от вашего графского превосходительства письмо, писанное из Москвы ноября [...] (В тексте число не проставлено. Имеется в виду письмо от 3 ноября 1725 г. (см. док. № 91)) дня, чрез присланного салдата Филатова, на которое вашему графскому превосходительству во известие доношу.

Первое, на дватцать на восемь тысяч рублев деньгами и рухлядью держать во всякой готовности до приезду вашего графского превосходительства и о посылке нарочного человека для покупки до 30 тысяч белки телеуцкой первой руки да 20 тысяч горностаев ишимских, да 6 тысяч песцов, а сколько денег на вышеписанные три статьи понадобится, чтоб выдать по казны вышеписанной суммы 28 тысяч рублев. А вашему графскому превосходительству доношу, что те товары ныне в покупке были великою ценою, а имянно белка телеуцкая по 50 рублев /л. 289об./ горностали по 100 рублев, песцы по 400 рублев тысяча, и ныне послать такого искусного человека нет, а ежели и послать да купить дорогою ценою и вашему графскому превосходительству неудобны будут, и в том интересу будет утрата немалая. Да и вскоре толикого многова числа за дальным разстоянием сыскать купить невозможно, да и время уже о покупке тех товаров опоздано, понеже купецкие люди покупают всегда осенью, а ныне уже толикого числа сыскать не можно. И ежели бы изволили ваше графское превосходительство заблаговремянно писать, на что б я с великою охотою вашему графскому превосходительству потшился отслужить, а ныне в Тобольску в казне ея императорского величества белок телеуцких 222, песцов голубых 40, белых 1518 по цене на 531 рубль на 93 копейки.

А октября 21 дня из Селенгинска писал ко мне определенный в Китайское государство с казною ея императорского величества камисар Третьяков о учинении указа, буде караван принят в Китайское государство не будет, для продажи и мены той казны в Мунгалы посылать ли, понеже де оной казны у него на 259 419 рублев на 25 алтын, для того соболи и лисицы добрые отцветают,/л. 290/ а горностали и песцы [239] желтеют. На которое ево доношение писал я в Правительствующий Сенат для того, что ему, камисару Третьякову, отправление ис Правительствующего Сената, и понеже позволения такого, чтоб ис той казны отпустить в Мунгалы, не имел, что о том караване по указом ея императорского величества велено старание иметь вашему превосходительству, и ежели б мне то позволить, а учинилось бы в приезд ваш какое препятствование, и оное б причтено было ко мне.

А по известию прежде присланного от вас куриэра Филатова, что бутто ваше превосходительство тракт изволите иметь чрез Екатеринбурх, и писал я о том напред до вашего превосходительства в Екатеринбурх (См. док. № 89) и ныне доношу, что вашему графскому превосходительству ис той вымененой и покупной товарной казны и мяхкой рухляди в вышепоказанное число денег, что потребно, от помянутого камисара Третьякова удобнее взять будет, понеже та казна выменена и покупана удобным временем и дешевою ценою.

Второе, о чинении вспоможения в проезде до Тобольска и о приуготовлении и о даче подвод против подорожной, и об отдаче чести против вашего графского превосходительства характира, и на Верхотурье 1 о пропуске по присланному от вашего графского превосходительства с указу ея императорского величества копии в Верхотурье, в Туринск, в Тюмень ко управителем послал указы. /л. 290об./

Третие, о приуготовлении чрез Барабу для степного зимнего пути и для взятья правианту и канвою вашему графскому превосходительству 300 подвод, что от Тары чрез Барабу до Томска и до китайской границы ямских подвод нет, а надлежит заготовить уездные, да отправляемому ж полковнику Бухалцу и пехотному полку и драгунской роте со штап- и обор-афицеры и с протчими чинами, с ружьем и аммуницыею и под фурманы артилерные полковые по последней мере надлежит по генералитету 300 подвод и на те подводы по печатному ея императорского величества указу поверстных денег на каждую лошадь по 17 рублев по 60 копеек, итого 10 560 рублев. А по мнению моему, что вашему графскому превосходительству нынешним зимним путем за дальностию до границы никоторыми меры поспеть невозможно, понеже от Тобольска до границы 4002 версты, да и толикого многова числа подвод уездных чрез Барабу заготовить невозможно, и оттого произойдет немалая сумма, да и в правианте и в фураже чрез Барабу степью великую возымеют нужду, а уездным людем раззорение, понеже в помянутых городех в Таре, в Томску, в Красноярску и правианту не заготовлено, да и вскоре ныне уже чрез Барабу степью на 850 верст заготовить невозможно для того, что и купецкие люди чрез Барабу ездят степью и на те подводы /л. 291/ от Тары до Чеуского острогу как правиант, так и фураж на лошадей возят с собою. И надлежит толикое число подвод нарядить с фуражем, а в степи на лошадей того фуража взять негде. А от Тобольска до китайской границы водяным путем все водою тракт надлежит способнее да и по присланным ея императорского величества указом велено мне отправить водяным или сухим путем, как способнее. И по тем указом в Тобольску и в Енисейску и в-Ыркуцку суды и правиант заготовлены, да и всяких чинов люди от Тобольска до китайской границы ездят водяным путем, а чрез Барабу степью посылаютца с указами одне куриэры за канвоем от неприятельских людей. А хотя вашему графскому превосходительству известно, что прежней посланник Измайлов в 719 году отправлен был чрез Барабу, но токмо в то время таких указов, чтоб бес поверстных денег подвод не давать, не было. И как изволите прибыть в Сибирь, и о том подлинно вашему графскому превосходительству донесу, и изволите [240] уведать, какая от него, Измайлова, в проезде в том пути учинена трата казне, а сибирских городов жителям великое раззорение.

Четвертое, о приуготовлении к приезду вашего графского превосходительства реэстра обстоятельного перебещиком российским в Китайское государство с окуратным описательством каждого человека качество, чин, прозвание, время /л. 291об./ и состояние в-Ыркуцкую провинцыю указ послан. Также и китайских беглецов таким же окуратным описанием, которые в российскую сторону перешли, с подлинного следствия и с перечневой выписки дворянина Фефилова (См. док. № 21) к приезду вашего графского превосходительства копии изготовлены будут.

Пятое, к приезду вашего графского превосходительства в Селенгинск о высылке искуснейших людей из Якуцка, из Нерчинска, из-Ыркуцка, ис Кузнецка, с Красного Яру и протчих пограничных городов, ис каждого города по два человека, от которых бы мошно вашему графскому превосходительству получить пограничное подлинное письменное и словесное известие, в те городы и правинцыи посланы указы.

Шестое, о сыску дву человек из молодых, самых лутчих, тунгуского роду, которые бы цельно знали стрелять из лука и были б дородны, и, обнадеживая их удовольством, жалованьем и мундиром, в-Ыркуцкую провинцыю указ послан.

Седьмое, о готовности к приезду полковника Бухалца гварнизонного Тобольского полку в гварнизон, а в драгунской полк о присылке по прежде посланным указом драгунской одной роты с обор- и ундер-афицеры посланы подтвердительные указы./л. 292/

Осмое, присланное от вашего графского превосходительства письмо к агенту Ланге в Селенгинск (См. док. № 92) послано с нарочным, ныне отправляющимся с указами ея императорского величества в-Ыркуцкую провинцыю.

Девятое, присланной салдат Иван Филатов к вашему графскому превосходительству встречю к Соли Камской послан и дана ему на ямскую подводу подорожная и прогонные деньги.

И прошу вашего графского превосходительства, соблаговолите по сему моему письму уведомить меня заблаговремянно.

Вашего превосходительства слуга

князь Миха[й]ла Далгоруково.

Декабря 3 дня 1725 году.

На л. 292 слева под текстом: Получено у Соли Камской в 13 день генваря 1726.

АВПР, ф. Сношения России с Китаем, 1725 г., д. № 4, л. 289-292. Подлинник.

Запись в журнале, — Там же, 1726 г., д. № 18, л. 23-25 об.


Комментарии

1. М. В. Долгоруков, по-видимому, некоторое время находился по служебным делам в Верхотурье, откуда послал указы воеводам сибирских городов, расположенных на пути следования посольства С. Л. Владиславича.