ОБСТОЯТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ

ПРОИСХОЖДЕНИЯ И СОСТОЯНИЯ МАНЬДЖУРСКОГО НАРОДА И ВОЙСКА, В ОСМИ ЗНАМЕНАХ СОСТОЯЩЕГО.

БАЦИ МАНЬЧЖОУ ШИЦЗУ ТУНПУ

ТОМ ПЕРВЫЙ.

ГЛАВА ДВАДЕСЯТЬ ОСЬМАЯ.

Распорядок о учреждении и содержании войск.

О войске оськи знамен, а имянно, о гарнизонных или оберегательных войсках, кои во всех губерниях находятся.

Губерния Сань-Сий-Голо.

В городе Тай-Юань-Фу, который есть главный, находится оберегательного войска 500 человек, да 4 человека мастеровых людей.

В городе Еу-Июу-Хяне который другим именем называется Ици-Эрги-Вый, поставлено оберегательного войска 2819 человек, да мастеровых людей 153 человека, Бошоков 384 человека; а при Хане Шидзуне в девятой год его владения (1731 году) прибавлено 500 человек солдат.

Губерния Шань-Сий-Голо.

В главном городе Си-Ань, или Си-Ань-Фу, и в городе Хань-Джун-Фу, яко в важнейших местах, поставлено оберегательного войска 8660 человек, да мастеровых людей 156 человек.

В городе Нин-Хя находится оберегательного войска конного и пехотного 3400 человек, да мастеровых людей 72 человека.

В городе Тун-Гуань-Хяне поставлено оберегательного войска 1000 человек.

Губерния Сы-Чуаны-Голо.

В главном городе Чын-Ду-Фу находится всего войска 2068 человек, и поставлено [412] оное в 60 лето (1721 году) государствования Элхе-Тайфинь по представлению Сы-Чуаньского вицегубернатора Нянь-Гын-Яу, который доношением своим представлял следующее.

Губерния Сычуань лежит при самых отдаленных границах государства. Что касается до внутреннего ее состояния, то живут в ней Китайцы и народ Тусыфань смешенно; а по внешнему ее состоянию граничит с Хуху-Ноурскими Элетами, и с землею западною, Дзан называемою, то есть с Тубетом, [где живет Далай-Лама] и по тому ее положению между важнейшими государства местами почитаться может. А хотя в оной губернии и определены для охранения Тиду и Дзун-Бин-Гуаны: но понеже в их командах состоящие солдаты набраны от большой части из других губерний, и между собою по склонности своей природы не имеют единодушия; то по тому и в воинских экзерцициях, яко одних с другими неприродных к месту, обучать весьма трудно. А что касается до тех Манджурских солдат, кои взяты из города Гин-Джыу, и ныне находятся в городе Чын-Ду-Фу, то они с обывателями живут весьма смирно и тихо, и не слышно, чтоб они друг на друга негодовали: того ради не соблаговолено ли будет из оных солдат Манджурских некоторое число оставить в городе Чын-Ду-Фу, и для них на пустом месте, которое находится за западными воротами города, построить столько покоев, чтоб до тысячи человек солдат уместиться могли; а ради содержания команды [413] прибавить одного Мейрени-Джангина и несколько офицеров. И так из сего последовать может оная польза, что не токмо на толь важных пограничных местах прославляться будет сила победоносного оружия, но и внутренние земли государства чрез охранение оного войска безопасными пребудут. Однакож сие приуготовление учинить должно несколько времени спустя; ибо ныне настоит самое военное время, а между тем о том только стараться, чтоб городовая стена укреплена была починкою, и построены были покои солдатские.

Резолюция Ханская.

Представление Нянь-Гын-Яуево, чтоб в губернии Сы-Чуань поставить Манджурское войско, кажется нам весьма основательно: и того ради думным вельможам обще учинить совет и явиться с докладом к лицу нашему.

Думные вельможи Ханское слово, кажется, подтвердили, а Хан на докладе их подписал: быть по докладу.

Губерния Гуан-Дуни-Голо

[Есть та самая, которую Эвропейцы во всех своих описаниях о Китае называют испорченным имянем, не зная точного произношения Китайских литер, Кантон, чему в переводе своем о путешествии Ансона Адмирала Аглинского последовал и Российской переводчик Василей Лебедев]. [414]

В главном городе Гуан-Джыу или Гуан-Джыу-Фу, [которой Эвропейцы в своих описаниях испорченным же именем называют Кантоне; а сей городе есть тот самый, где великой порте имеется; и в нем то был Аглинской Адмирал Ансон: однакож описал его в своем путешествии весьма несправедливо; ибо описание его состоит на одних, и по его мнению, догадках] находится оберегательного войска от осьми знамен 3000 человек, да 40 человек мастеровых людей.

Губерния Ху-Гуани-Голо.

В великом городе Гин-Джыу или Гин-Джыу-Фу находится оберега тельного войска от осьми знамен 4690 человек, да мастеровых людей 168 человек; а поставлено оное войско в 20 лето (1681 году) государствования Элхе-Тайфинь, по докладу тайного совета Ванов и вельмож, в котором их докладе между протчим упоминается: понеже губерния Юнь-Нань паки отобрана и приведена в совершенное владение вашего величества: того ради в городах, а имянно, в Ху-Гуанском, Гин-Джыу и Шаньсиском Хань-Джуне надлежит поставить оберегательное войско.

Губерния Гяннани-Голо.

В главном городе Гян-Нин или Гян-Нин-Фу находится всего оберегательного войска от осьми знамен 5093 человека солдат, да 168 человек мастеровых людей.

Город Гян-Нин-Фу, в котором Китайские Цари фамилии Дай-Мин имели свою столицу и называли его Нань-Гин, то есть [415] южною столицею, по положению почитается важным местом; ибо из всех провинций как южных, так и северных. Ездят в него и водою и сухим путем; и ради того учрежден при нем и флоте, который состоит из 20 больших и малых кораблей, Ша-Чуань называемых; а служителей во флоте, кроме гребцов и матросов, числится 1000 человек.

В городе Гин-Кыу, который другим именем называется Джинь-Гянь-Фу, поставлено оберегательного войска 3000 человек, да 60 человек мастеровых людей; а в 18 лето (1651 году) владения Идзисхунь-Дазань, оное войско по представлению генерала Лиу-Джи Юаня, который оберегал морские берега, дополнено.

Губерния Джегянни-Голо.

В главном городе Хан-Джыу или Хан-Джыу-Фу числится всего оберегательного войска, от осьми знамен поставленного, 4505 человек, да 140 человек мастеровых людей; а первое войско поставлено было при Хане Ши-Дзу в 15 год его владения (1658 году).

При городе Джа-Пу учрежденный флот состоит из 1600 человек, да из 48 человек мастеровых людей.

Губерния Фу-Гяни-Голо.

В главном городе Фу-Джыу или Фу-Джыу-Фу находится всего войска 2114. человек, да 35 человек мастеровых людей; а по том при Хане Шидзуне в шестой год его владения приставлено 30 Бошоков, 470 человек солдат, [416] 70 человек с луками, 60 человек с бердышами, 60 человек с саблями и 240 человек с копьями; да 100 человек учителей, которые взяты из местечка Хай-Тань-Минь-Ань.

Губерния Шань Дунни-Голо.

В городе Де-Джыу находится всего войска от осьми знамен 500 человек, да 4 человека мастеровых людей.

В городе Цин Джыу или Цин Джыу-Фу находится всего войска от осьми знамен, кроме мастеровых людей, 2016 человек.

Губерния Хонани-Голо.

В главном городе Кайфун или Кай-Фун-Фу числится всего от осьми знамен войска 800 человек, да 16 человек мастеровым людей.

Пункты об определении солдат на упалые места в городах.

Во всех местах, где находятся оберегательные войска, определить солдат на упалые места следующим порядком: 1) Когда кто из солдат, находящихся в городах, а имянно, в Мукдене, Нингута Фун Хуан-Чыне, Гуан-Нине, Ниу-Джуан-Чыне, Си Ань-фу, Гян Нин-Фу, Гин Кыу, Ханджыу-Фу и в губернии Гуан-Дун, умрет, то на оные, упалые места посылать в дополнение из столичного города новых солдат с определением срока на два месяца; а которые солдаты отставлены будут за старостию я болезнями то на места их [417] посылать в дополнение с определением срока на три месяца; а на упалые места в города Де-Джыу, Цан-Джыу, Боудин-Фу, Тай-Вань-Фу и Шанахай-Дука посылать с определением срока на один месяц. 2) В городах Нингута, Мукден, Си-Ань-Фу, Гяннин-Фу и Ханджыу-Фу, на солдатские упалые места определять умерших солдат наследников: а ежели после их не останется наследников, то генералам и Мейрени-Джангинам определять на упалые места из их дворовых служителей. Но ежели же из тех людей, коим наследство получить должно, находиться будут в столичном городе, и пожелают оных служителей взять назад, и от Гузай-Эдженев в коллегию прислана будет печатью утвержденная промемория, то учинив достоверную справку, для взятья назад дворовых служителей давать позволение, и на местах их по рассмотрению определять других из тамошних людей. Но когда же кто из тех дворовых людей, кои определены будут в Укшины, умрет, то на их места посылать в дополнение из Эньчу-Бойхонь, то есть из дворян. 3) Ежели кто из солдат, находящихся в городе Си-Ань-Фу и в других тамошних губерниях, умрет, а наследники их, кои хотя и поверстаны в Укшины, однакож тела их взять, и в столичной город с собою везти пожелают, то в том давать им позволение; а буде они добровольно ж в губерниях остаться похотят, то определять их в Укшины. Естьли же число солдат по комплету состоять будет неполное, то генералам [418] выбирать из Манджур и Мунгал тех, кои там давно находятся, и определять на упалые места; а ежели выбрать будет не кого, то присылать в коллегию Чоухай-Джургань известия, и требовать о присылке новых Укшинов. Впротчем генералы и другие по них начальные люди штрафу подвержены быть имеют, ежели они мимо старожилов, одних новых людей для дополнения комплету в Укшины определять будут. 4) Ежели кто из офицеров, солдат, или рядовых во всех городах находящихся, за старостию и болезньми от службы будет уволен, или умрет от болезни, а дети и наследники их в отделе или не в отделе будут, и по добровольной охоте Укшинство (То есть солдатской чин.) с себя сложить и вместе с отставными, или с телами умерших в столичной горд ехать пожелают, то дать им на волю. Да и в том дать им совершенную же волю, ежели они отделясь в городах в службе Укшинской остаться пожелают.

Текст воспроизведен по изданию: Обстоятельное описание происхождения и состояния маньчжурского народа и войска в осьми знаменах состоящего, Книга 1. СПб. 1784

© текст - Россохин И. К., Леонтьев А. Л. 1784
© сетевая версия - Тhietmar. 2020
© OCR - Иванов А. 2020
© дизайн - Войтехович А. 2001