ОБСТОЯТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ

ПРОИСХОЖДЕНИЯ И СОСТОЯНИЯ МАНЬДЖУРСКОГО НАРОДА И ВОЙСКА, В ОСМИ ЗНАМЕНАХ СОСТОЯЩЕГО.

БАЦИ МАНЬЧЖОУ ШИЦЗУ ТУНПУ

ТОМ ПЕРВЫЙ.

Часть третиянадесять,

в которой две главы.

ГЛАВА ДВАДЕСЯТЬ ВТОРАЯ.

Наставление и порядок о произведении земледельства.

При первых владельцах Манджурских определено: чтоб по низким местам и лощинам сеять сарачинское пшено, шушу или Гаулянь, Хифе или Кодзыми, и разных родов конопли, а по высоким разных родов просо.

В первый год (1644 году) государствования Идзисхунь-Дазань по докладам учинены следующие определения.

1) В Мукдене ткание китайки производить по прежнему; также и десяти деревням, в коих упражнялись в разведении шелковых червей, быть по прежнему.

2) Оберегательному Китайскому войску, кое находится в городе Гинь-Джыу, а имянно, считая на пять человек, для произведения земледельства дать по одному быку. [293]

3) Собираемую с деревень хлопчатую бумагу раздавать для пряжи крестьянам, и по том принцам первых осьми классов, под смотрением Джангинов и Бошоку; а для ткания китаек наряжать из своих мастеровых людей.

Того же государствования второго года, второго месяца (в конце Февраля, или в начале Марта, 1645 году) от коллегии Бойхони-Джургань содержащим над деревнями команду Бошоку дан следующего содержания наказ.

Объявить вам всем в деревнях находящимся старостам, чтоб они у крестьян ничего насильно не брали; а когда случится им закупать сено или хлеб, то бы ходили в те дни для покупки, в которые крестьяне на ярманку съежаются; а в протчие бы дни своевольных покупок не производили, и смотрели бы, чтоб покупка и продажа товаров производились без уменьшения настоящей цены, и как та, так и другая сторона, были бы довольны: а ежели кто в противность сего запретительного указа поступит, то к смертной казни приговорен быть имеет. Также смотреть, чтобы земледельство во всех деревнях производилось с крайним рачением м прилежанием.

Того же государствования седьмого лета, первого месяца (в конце Генваря, или в начале Февраля, 1650 году) в указе данном коллегии Бойхони-Джургань написано.

Понеже осьми знамен служители, надеяся на производимую из казны ежегодную раздачу хлебом по случающимся наводнениям, от которых пропадают на пашнях посеянные [294] хлебы, в произведении земледельства надлежащего радения не имеют, и пребывают только в одной лености: того ради впредь осмотрам земель не быть вовсе, и как Ванам, так и протчим всем чиновным людям давать отсыпной хлебе против половины определенного им на год денежного жалованья: ныне же стараться, чтобы упражнение в земледельстве отправлялось со всяким добрым и прилежным старанием, а имянно: в осенние времена сеять пшеницу и орать пашни для приуготовления земли к будущему году; а в весенние времена, удабривать землю навозом и сеять разных родов хлеб; в протчем смотреть, чтобы земледельство с добрым присмотром отправлялось в надлежащее время.

Того же государствования осьмого году (1651 году) в состоявшемся указе написано.

Всем Ванам с сокольною охотою в то свободное время ездить, как хлебы сняты будут, и накрепко остерегаться, чтоб от их охоты потоптано и повреждено не было хлебов.

Государствования Элхе-Тайфинь 33 году, первого месяца (Генваря 1694 году) в указе данном Дорги-Ямуню написано.

На реке Сахалинь-Ула [Амуре], в городе Мергене и на местечке Берде, тамошние офицеры и солдаты, также Солон и Дахур, в произведении земледельства из давных лет вспомоществуют; и ежели сие земледельство положить на них вовсе, то им не без великой может быть тягости: того ради сию тягость с них сложить и послать [295] указ к генералу Сапсую, чтоб они предложил свое мнение.

О сложении тягостей с земледельцев и о награждении оных.

1. О сложении серебра, пшена, и о раздаче хлеба безденежно.

Государствования Идзисхунь-Дазань второго году (1645 году) по докладу определено.

1) За всякую цимари хлеба, который пропал от наводнения, выдавать из казны по одному Хуле [кулю; который однако ж нашего гораздо меньше] пшена.

2) За великою стеною находящимся Мунгалам, у коих хлебе пропал, против пшена выдать на пропитание серебро, чтоб они купили себе хлеб в пограничных около великие стены местам, а внутрь бы великой стены не ходили.

3) Около столичного города за 300 Ли расстоянием, податей сложено две трети.

Того же Государствования 10 году (1653 году) по докладу определено.

Бедным осьми знамен служителям, а именно, на каждую Манджурскую и Мунгальскую нюру, выдать по 60 концов китайки, хлопчатой бумаги по 600 Гинов, круп по 100 Хуле [кулей]; а на Китайские нюры, на каждую по 30 концов китайки, хлопчатой бумаги по 300 Гинов, круп по 50 Хуле.

Того же государствования 12 году (1655) в состоявшемся указе написано. [296]

У всех офицеров, у коих от нещастных приключения на пашнях хлебе пропал, земель для дачи награждения не осматривать, а осмотреть только одни солдатские, и буде правда, то раздать им для пропитания пшено.

Того же государствования 14 году (1657 году) в указе же написано.

Из дворцовой казенной палаты взять серебра 100000 Лан и раздать осьми знамен воинским людям; а бедным крестьянам, около столичного города находящимся, раздать казенной хлеб безденежно.

Государствования Элхе-Тайфинь 29 лета (1690 году).

По докладу выдано офицерам Баяра Бошоку и протчим служителям, коих число до 22428. человек простиралося, каждому человеку по одному Хуле пшена; да сиротам, Вдовам, отставным Баяра, Бошоку, конным Укшинам и другим служителям, коих не меньше 63719 человек считалося, каждому человеку по одному ж Хуле пшена.

Того же государствования 34 году (1695 году) в состоявшемся указе написано.

Мыйрени-Джангинь-Циламбу возвратясь из Мукденя доносил нам, что сего лета в Мукдене хлебе не родился, и от того цена на хлебе поднялась весьма высоко: а хотя в торговых лавках хлебе в продаже и имеется, однакож бедные люди не имеют достатку, чем бы оной купить могли; и так претерпевают они крайнюю нужду и бедность. А понеже город Мукдень почитается [297] первым основанием, или паче сказать, коренем нашего государства: того ради немедленно отправить туда Джудуне, Сунджу и Оки на почте, чтоб они с Мукденским генералом и Мыйрени-Джангинами учинили общее рассмотрение, и всем бедным людям, кои претерпевают крайнюю нужду, из тех 20000 Хуле хлеба, который прошлого году морем туда поставлен, одну половину, то есть 10000 Хуле, произвели в раздачу, чтоб оные бедные люди всю осень пищею содержать себя могли; а ежели от оных 10000 Хуле за раздачею будет остаток, то продавали бы дешевою ценою народу; ибо таким образом, как воинским людям, так и народу, произойдет великая польза: естьли же 10000 Хуле на раздачу и продажу не достанет, то немедленно требовать указу.

прибавление.

В вышеписанных статьях токмо заключается один краткой порядок, а протчие описания о наводнениях и недородах хлеба, которым нещастием ежегодно Китайское государство посещается, для пространства оставлены.

О увольнении от податей и от службы из высочайшей милости.

Государствования Суре-Хань четвертого году, седьмого месяца (1630 году в конце Июля или в начале Августа), Хан Тайдзун по держанном совете со всеми Бейле детей Хана Тайдзу, от наложниц рожденных, а имянно, Абай, Табай, [298] Басутай, Бабухай и Лаимбу, племянников его, то есть меньшего брата детей, Удахай, Тадзинь, Баиньшу, Гунгадай, Шурхей и Хамгя, его же двоюродных братей Убашику, Сахашику, Гилташику, Бергень, Булай, Убашай, Нуцикань, Фуньдай, Силтань и Факу, да Лыксуева наследника от всех податей и службы сделал свободными.

Того же государствования осьмого году, первого месяца, в день черноватой змеи (то есть 24 Генваря, 1634 году) шесть сынов Еньдембухе-Мафа-Тоньдо-Хуандия причтены в праотцы; а потомки их, кои в чинах состояли, от всех податей и служеб сделаны свободными: а кои не имели чинов, тем свободы не дано; однако они после также получили свободу, а именно:

Первого праотца Десикуя потомки, именем Усань, Джорхой, Дебей, Лотори, Джобань, Каимбу, Садай, Чахань, Лоудай, Джацика, Лахадай, Тахадай, Нери Орхой, Соньтай, Тамбу, Варка, Вусань, Сихань, Ситу, Иту, Илмень, Хифе и Удань, как сами они, так и сверьх их еще самих, у каждого по три служителя от податей и службы сделаны свободными.

Второго праотца Лиучаня, наследники именем Тахабу, Тахана, Тесху, Тарбу, Эбугей, Сирай, Сабигань, Корконь, Есху, Фука и Гунга, такую ж получили свободу; а Джомань, яко не получающий жалованья, сам, и два его служителя уволены только от службы и податей. [299]

Третьего праотца, Соучанга называемого, потомки, а именно, Лоуча (Лоуча. Сим именем в старину Манджуры и Тунгусы называли Руских людей.), Будари, Гунгетей, Джонтей, Акшань, Вехе, Ферхе, Гулха, Лаимбу, Сурату, Тарту, Кедей, Курчань, Хуандай, Баиньдари, Ниндань ионко, Мученге, Гоко, Иоко, Гетей, Бутай, Бурсань, Арсань, Майту, Бахань, Ангара, Бахата, Эдзинь, Хумай, Лунси, Лухей Тулань, Туру, Вуйку, Шоли, Ланьтай, Кара, Ментему, Бадай Бурха, Хаситань, Фука, Шосе, Силмень, Гери, Шангянь, Нюангянь, Дуси, Самхату, Ласе, Ланкиу, Сонин, Хонинь, Оио, Иоулань, Шобохой, Шоро, Шолика, Хасху, Тоню, Киулань, Иоута, Лодеге, Аханикан, Шота, Яньджу, Омоно, Фуктала, Гиньтала, Мучень, Тучень, Дабдури, Доланга, Уньтайджу, Сибету, Кежиту, Эбету, Кебту, Джукунге, Татабу, Хесе, Барань, Сехань, Пурпунь, Хайлань, Ябулань, Масинга, Осинга, Сахальча, Бурги, Архай, Бабулай, Кара, Бамбу, Лото, Вехе, Лоса, Гуайда, Букдаку, Аду, Лудей, Отха, Хуашань, Гойходо, Ноудей, Содей, Убань, Улана, Кечун, Мангиту, к сверьх их самих, у каждого еще по три служителя сделаны от службы и податей свободными.

Четвертого, праотца, Мукдембухе-Мафа-Гожинга-Хуанди имянуемого, потомки, а именно, Габула, Ирай, Томдори, Элдей, Эсей, Алами, Асай, Адзилай, Сирай, Тоштой, Емдзи, Мученге, Хуветей, Мангя, [300] Гасха, Сихань, такую ж получили свободу, а Маркань и Мафута, за неимением чина солдатского, только двум служителям, однакож не включая самих себя, получили свободу.

Пятого праотца, Боуланга называемого, наследники, Сахашику, Гилташику, Убашику, Судала, Уситань, Сахалянь, Гохоци, Судалин, сын Мученге, и Гилташикуев сыне Мученге, с выключением же их самих, трем служителям получили от всех податей свободу.

Шестого праотца, Боуси имянуемого, наследники, Макда, Тумбуру, Даиньджу, Камунгай, Арбу, Ангу, Бонгай, Лотари такую ж получили свободу; а дети, кои при отцах находились, токмо сами одни сделаны свободными.

Прибавление о строении.

После сего следуют жалобы отдавшихся в подданство Китайцев, которые награждены были чинами и другими вольностями: а понеже жалобы их были несправедливы, то учинен им от Хана Тайдзуна жестокой и разумной выговоре; и они все признавшись, просили в неправом челобитье прощения.

Текст воспроизведен по изданию: Обстоятельное описание происхождения и состояния маньчжурского народа и войска в осьми знаменах состоящего, Книга 1. СПб. 1784

© текст - Россохин И. К., Леонтьев А. Л. 1784
© сетевая версия - Тhietmar. 2020
© OCR - Иванов А. 2020
© дизайн - Войтехович А. 2001