№ 91

1714 г. января 22. — Запись сообщения калмыцкого посланца Лаузана в Посольском приказе об устных поручениях калмыцкого хана Аюки

/л. 41об./ (Листы пронумерованы в обратном порядке) Приказ словесной от Аюки-хана калмыцкого чрез посланца ево Лоусона, какой он объявил в Сант-Питербурге генваря в 22 день 1714-го.

1

Из владельцов Чимет в прошлом 1711 году в походе на Кубань убит 1. Детей после него не осталось, две жены его взял за себя ханской сын Чаптержап и улусами завладел 2. В прошлом 1712 году писано от царского величества к хану в грамоте, велено те Чиметовы улусы отдать племяннику ево Абашу, и он, Чаптержап, того не слушает.

Аюка-хан приказал просить, дабы от царского величества послан был кто на Саратов, и то дело меж ими разсудить. И ежели кто будет туда прислан, то он, Чаптаржап, те улусы отдаст. /л. 41/

2

Хана крымского Солим-Гирея, которого пред недавним времянем гурки отставили 3, сын нурадын-солтан, которой на Кубани владельцем 4, пред самим ево Лаусоновым отъездом присылая к хану калмыцкому и просил ево чрез письмо, дабы принял к себе. А сколько с ним, нурадын-салтаном, в обществе кубанских татар есть, того он не ведает.

А просит Аюка указу принимать ли ево. А причину того сказывает нурадын-солтан только ту, что отца ево турки отставили.

3

Аюка хочет послать в Китаи послов своих в 50 человеках чрез Казань и Сибирь, и велел просить, дабы дать указы /л. 40об./ к губернатором, по [146] которым бы даны им были для провожания солдаты и подводы равным образом, как ныне пропущены из Китай к Аюке-хану послы. Преж сего такая меж ими пересылка была чрез степи, а ныне не могут туда посылать для опасности от каракалпаков. А та пересылка посольств меж ими чинитца для любви на обе стороны.

4

Просит Аюка о Алди-Гирее, чтоб был к нему отпущен 5. И каков указ о нем будет, о том бы ему, Лаусону, словесно сказать, а в грамоте хану не писать.

ЦГАДА, ф. Калмыцкие дела, 1713 г., д. № 10, лл. 40 об. — 41 об. Подлинник.


Комментарии

1. В 1711 г. во время Русско-турецкой войны калмыцкие отряды принимали участие в военных действиях против кубанских татар, выступивших на помощь крымскому хану. Русскими частями, боровшимися с кубанцами, командовал П. М. Апраксин. В помощь им хан Аюка выслал 20-тысячный отряд калмыков. Калмыки преследовали обратившиеся в бегство кубанские силы и наголову их разбили.

Еще в 1710 г., ожидая выступления турецких вассалов, хан Аюка отдал распоряжение двум тайджам, в том числе и Чеметю-батыру, кочевать до весны недалеко от Дона. По-видимому, именно этот отряд и встретил кубанских татар и принял на себя их первый удар, а затем участвовал в их преследовании (Очерки истории Калмыцкой АССР. М., 1967, с. 160-161).

2. Сыновья Аюки неоднократно пытались оказать сопротивление укреплению единодержавной власти хана. В 1701 г. возникла ссора Аюки с его сыном Чакдоржабом, расколовшая калмыцкие улусы на два лагеря. Б. А. Голицыну удалось несколько ослабить эту борьбу, добившись формального примирения враждующих сторон, однако трения между отцом и сыновьями продолжались и в дальнейшем (В. М. Бакунин. Описание калмыцких народов, а особливо из «их торгоутского, и поступок их ханов и владельцев. — «Красный архив», 1939, № 3, с. 198-199; Очерки истории Калмыцкой АССР, с. 146).

3. Крымский хан Селим-Гирей умер в декабре 1704 г., после чего на крымский престол претендовали его сыновья, неоднократно сменявшие друг друга. По-видимому, в данном случае речь идет о действиях на Кубани старшего сына Селим-Гирея — Девлет-Гирея, бывшего крымского хана, отставленного турками в 1713 г. Девлет-Гирей являлся сторонником антирусской политики Крыма. Смещение его с ханства некоторые историки связывают с изгнанием из турецких пределов шведского короля Карла XII. После свержения с престола Девлет-Гирей бежал на Кубань, где к нему присоединился бывший нурадын Бегадыр-Гирей. Соединившись с враждебной Крыму частью ногайской знати, Бегадыр-Гирей возглавил восстание против власти нового хана. Восстание было подавлено посланными из Крыма войсками под предводительством Менглы-Гирея (В. Д. Смирнов. Крымское ханство под верховенством Отоманской порты в XVIII столетии. Одесса, 1889, с. 2, 23, 24, 27).

4. Кубанская орда образовалась в XVII в., после того как часть ногайских татар в 1634 г. была вытеснена со старых кочевий перекочевавшими к Волге калмыками. Перейдя в Северное Причерноморье, ногайцы образовали несколько орд (едисанскую, джамбайлыковскую, едашкульскую и др.) и приняли крымское подданство (Н. А. Смирно в. Россия и Турция в XVI-XVII вв. Т. 2. М., 1946, с. 41).

5. Речь идет о кабардинском князе Адил-Гирее, жившем в 90-х годах XVII в. в Терском городе и принимавшем участие в Астраханском восстании, за что и был сослан. Постоянные связи хана Аюки с кабардинской знатью заставили его ходатайствовать за него перед русским правительством. Еще в 1712 г. Аюка писал Г. И. Головкину. В прошлом году была его государева милость, хотел его [Адил-Гирея] освободить. А что вина его, Адил-Гиреева, и то все положил на себя». Однако Посольский приказ не считал возможным его освободить, и Головкин уклончиво ответил на ханскую просьбу следующее: «А что пишет о освобождении Адил-Гирея Черкасского, и оного по прошению вашему его царское величество, сколь скоро возможно будет, свободить укажет; а ныне того учинить вскоре за случаем военным невозможно» (ДАИ, т. XII, с. 279: Письма и бумаги императора Петра Великого. Т. XII. Вып. 1. М., 1975, с. 428, 435).