№ 246

1724 г. января 20. — Указ императора Петра I из Сената о посылке агента Л. Ланга и подполковника И. Д. Бухолца на русско-цинскую границу для решения пограничных споров, организации военной охраны пограничных районов и др. 1

/л. 54/ Всепресветлейший, державнейший Петр Великий, император и самодержец всероссийский, указал:

1. В Сибири на границе китайской для розводу в споре граничном и о запослованных мунгалах быть агенту Лангу, которой ныне в Селенгинску. И к тому делу послать к нему секретаря Глазунова. А в Китай писать, чтоб и они с своей стороны на границу для оного дела прислали.

2. Для охранения сибирских пограничных мест послать подполковника Бухольца, да с ним отправить сибирскому губернатору из гварнизонных регулярных полков конных тысячю, пехотных тысячю ж человек, в том числе и тех, которые ныне у генерала-маеора Генинга, оставя у него 200 человек. И отправить ево, Бухольца, с теми людьми, дав им ружье и амуницию немедленно, а лошадей купить в пограничных местех, где способнее.

3. Гварнизонные полки, вместо тех посланных, укомплектовать иными, набрав ис тамошних детей боярских и ис казацких детей. А генералу-маеору Генингу вместо взятых у него салдат толикое ж число, сколько у него взято будет, дать работников ис тамошних обывателей, которым платить заработные деньги /л. 54об./ по указу ис тамошних доходов, кроме подушных денег.

4. Когда на ту комисию с китайской стороны присланы будут, тогда ему, агенту Лангу, иметь старание о пропуске в Китай каравана и о торговле с ними против прежняго обыкновения. И во всем вышеписанном с китайцы поступать приятельски и с своей стороны никакой притчины к ссоре им не придавать. [394]

5. Во время оной комисии людей провиантом и лошадей фуражем довольствовать сибирскому губернатору, ис которых городов способнее. Также и в протчем, о чем они, подполковник Бухольц и агент Ланг, у него требовать будут, чинить ему, губернатору, всякое вспоможение, не описываясь за дальностию в Сенат, но потом писать.

И о вышеписанном о всем, и что надлежит к разграничению земли, и об оддаче перебезщиков, и каким образом им, Бухольцу и Лангу, будучи на той комисии, поступать по силе мирного с китайцами договору и его величества указов, дать и инструкции (См. док. № 250). И в Китай на все их требования ответствовать из-Ыностранной колегии.

А Бухольцу и Лангу по данным им инструкциям во всем поступать с общаго между собою согласия.

И что чинитца будет, о том писать к губернатору по вся месяцы, а ему, губернатору, писать о том в-Ыностранную колегию по вся ж месяцы.

Канцлер граф Головкин.
Генерал-адмирал Апраскин.
Князь Василей Долгорукой.
Обер-секретарь Анисим Маслов.

По листам под текстом скрепа: Секретарь Иван Кирилов.

Под текстом на л. 55 отметка: Слушано и подписано генваря 20 дня 724-го.

ЦГАДА, ф. Сенат, оп. 31, д. № 1923, лл. 54-54 об. Подлинник.

Копия. — Там же, оп. 2, кн. 56, лл. 203-203 об.

Опубл.: ПСЗ, т. VII, № 4429, стр. 208-209.


Комментарии

1. Несколько позднее, в марте 1724 г., Сенат рассматривал вопрос об укрепления пограничного района с Цинской империей. В сенатском протоколе было записано по этому поводу: «К тому призваны были сибирские губернаторы, князь Долгорукой и князь Черкасской, и имели с ними разсуждение о управлении в той губернии дел и о поступке с-ыноземцы и китайцы». В результате обсуждения было решено: «Внести сибирскому губернатору в-Ыностранную коллегию о поселении по границе из слобод» (ЦГАДА, ф. Сенат, оп. 31, кн. 1935, лл. 44-44 об.).

8 марта Сенатом было предписано отправить на границу тысячу солдат из местных гарнизонов вместо намеченных данным указом двух армейских полков (там же, кн. 1925, лл. 7 об. — 8 об.).

В июне того же 1724 г. Сенат снова обсуждал вопрос «о китайской границе». 1 июня на заседании Сената было решено привлечь к обсуждению этого вопроса подканцлера А. И. Остермана и обер-секретаря Коллегии иностранных дел (там же, кн. 1935, л. 90). 31 июля уже в присутствии А. И. Остермана и Л. В. Измайлова Сенат слушал доклад Коллегии иностранных дел «о китайском деле» (там же, л. 105 об.).

23 июля Сенат постановил запросить у бригадира И. М. Лихарева: «К делу о китайской границе... есть ли такие люди, которые тамошние места знают, и буде есть, спросить их о хлебных тамо местах, и какими местами провозят — водою и сухим путем» (там же, л. 103).

Одновременно с этим кругом мероприятий планировалась посылка на границу для встречи с цинскими представителями Л. В. Измайлова. 18 февраля в протоколе заседания Сената было записано: «Призван был капитан Лев Измайлов и объявлено ему, что его императорское величество указал ехать ему ныне в Москву, а из Москвы послать его в Сибирь для разграниченья межи» (ЦГАДА, ф. Сенат, оп. 31, кн. 1935, л. 42). По неизвестным причинам поездка Измайлова в Сибирь не состоялась. Впоследствии кандидатура Измайлова в качестве главы нового посольства была заменена С. Л. Владиславичем-Рагузинским.

В связи с предпринятыми мерами по укреплению пограничных районов и решению спорных вопросов 30 января Сенат приговорил по предложению сибирского губернатора отправить в Сибирь дополнительное число геодезистов для составления ландкарт «от китайской стороны» (ЦГАДА, ф. Сенат, оп. 31, кн. 1923, лл. 119-120).