№ 231

1723 г. марта ранее 27 *. — Отписка иркутского воеводы И. И. Полуехтова сибирскому губернатору А. М. Черкасскому о запрещении русским купцам торговать в Урге и об отказе ургинских властей принять русского посланца

(* Датируется по отметке о подаче)

/л. 2/ Всепресветлейший, державнейший император и самодержец всероссийский Петр Великий, отец Отечествия, государь всемилостивейший, холоп твой Иван Полуехтов с товарыщи челом бьют.

В нынешнем 722 году из Мунгальской землицы Тушету-хан с товарыщи выгнали твоих, императорского величества, купецких людей и торгу не дали. И против того посыланы были из-Ыркуцка в Мунгальскую землицу в Ургу к Тушету-хану селенгинской дворянин Василей Фирсов для договору о купечестве, чтоб за непропуском и за неторгом в [374] пошлинном зборе в казне твоей, императорского величества, траты не учинилось. И сентября 10 дня ис той посылки писал оной дворянин Фирсов в-Ыркуцкую канцелярию в отписке, и при той отписке прислал он, Фирсов, два листа на мунгальском языке и с тех листов перевод (См. док. № 217, 218). А что во оной отписке он, Фирсов, писал, о том вашему императорскому величеству сентября 12 дня (См. док. № 223, посланный 11 сентября) с-ыркуцким служилым человеком с Яковом Пестеревым писал имянно, и присланные два листа и перевод послал. Да в той же ево Фирсова отписке писано, велели они, мунгалы, к себе приезжать осенного последняго месяца в первых числах (Последний осенний месяц монгольского календаря в 1722 году начинался с 30 сентября).

И против того послан был к нему из-Ыркуцка в Селенгинск указ, чтоб ему к ним, мунгалом, для переговору вторично ехать, как будет то время осенней последней месяц первыя числа. И против оного указу сего 722 году ноября 29 дня оной Фирсов в-Ыркуцкую канцелярию писал:

В нынешнем де 722 году октября 26 дня велено де ему быть в Мунгальской землице для переговору с мунгалами против прежних договорных статей, каковы ему даны в-Ыркуцку из канцелярии. И приехав он в Мунгальскую землицу в Ургу к мунгальскому владельцу Очирой Бату Тушету-хану, и он ево к себе не принял, и чрез переводчиков Очир Эддений, Данчи Дочимид, /л. 2об./ Ерки Дачи да Бадман и почали де спрашивать о его приезде. И спросили супротив своих посланных листов от нас листа. И он им сказал, что со мною ныне никакого листа нет, велено де мне говорить, каков к вам прислан лист в марте месяце о купечестве, отчего учинился купечеству запор и остановка, чтоб о том розыскать. И они де сказали, что де купечество дело малое, зачем де наших беглецов не отдает. И он им сказал, что прислан указ ис Тобольска от губернатора в-Ыркуцк, что будет прислан посыльщик о переговорех о изменниках, а мне де о их говорить не приказано. И супротив тех де ево речей они сказали, что де знаем ваше лукавство, сказывает бутто наши письма отсылаете губернатору, и знатно дело, что де не отсылаете и задерживаете у себя, а ваши де дела возвращаются назад в год; а ныне де ты приехал к нам и листа не привез, однако де ты приехал не по указу и говоришь с нами сам собою. И говорили де, что де прислан ис Китай от хана указ, что велено купечеству запретить, и нам де с тобою Тушету-хан не приказал никаких договоров о купечестве договаривать и розыск чинить. И велели им ехать назад со всеми купецкими людьми, которые обретаются в Урге. И на другой де день он у них стал просить письма ради верности. И они де ему сказали, что де ты приехал без письма, так и поезжай. И он ради верности их слова де записывал де при них, чтоб не было лживства, что де по указу богдыханова высочества в Китаи епископу и купечеству с торгами ходить не повелено, покаместь договоритца о изменниках, которые бежали во страну твою императорского величества. Да они ж, переводчики от Очирой Бату Тушету-хана и от жанзабы, по их де приказу сказали, чтоб в Ургу купечество ни с чем не ходили, а которые купецкие люди в пути обретаются, и тех всех возвратить /л. 3/ приказано, а в Ургу которые прибыли, також де и их велено выслать до подлинного переговору о изменниках, покаместь кто будет послан от вашего императорского величества о подлинному договору и розыску. Как договор будет, в ту пору будет и дело. Да ваши де люди ходят неуказными дорогами и всякие чинят свары. А от вас бы никого не присылали ни с какими делами. А у купецких де людей, которые в [375] Урге были, у всех юрты сломаны до приезду ево, Фирсова, и увезены, и при нем всех гонят и бьют. А которым не на чем поднятца, окупя де дни, живут. Да о своих де людях говорят, что де наших людей к себе не пущайте, а которые де есть их люди у нас с торгами, також де всех высылайте.

А сего 722 году сентября 7 дня в присланном вашего императорского величества указе ис Тобольска из земской конторы в-Ыркуцкую правинцыю написано, велено из-Ыркуцка купецких людей для торгового промыслу по выписям и с товары в Мунгалы отпускать с такими товары, которые в китайской отпуск неудобны, чтоб в китайском торгу какого помешательства не учинилось.

И по тому твоему императорского величества указу из-Ыркуцка многие купецкие люди для торгового промыслу по выписям с товары отпущены чрез Селенгинск в Мунгалы. И за вышеписанным выбоем из Мунгал и непропуском против 721 году в пошлинном зборе в казне твоей императорского величества чинитца недобор немалой. И чтоб оной недобор не причтен было к нам, и о том вашему императорскому величеству писал с-ыркуцким служилым человеком с Михайлом Черемицыным.

А отписку велел подать в Тобольской губернской канцелярий ближнему стольнику и Сибирской губернии губернатору князю Алексею Михайловичю с товарыщы. /л. 3об./

На подлинной отписке пишет: Иван Полуехтов, камерир Федор Петров.

В Тобольску получена марта 27 дня 723 году

По листам и под текстом справа: С подлинным смотрил Матвей Гаврилов.

На л. 3 об. под текстом отметка о получении: Получено в Санкт-Петербурге в 24 день майя 1723-го.

АВПР, ф. Сношения России с Китаем, 1723 г., д. № 2, лл. 2-3 об. Копия.

Другие копии. — ЦГАДА, ф. Сенат, оп. 2, кн. 56, лл. 142-144 об., 154-155.


Комментарии

1. 29 марта 1723 г. из Тобольска было сообщено в Сенат и Коллегию иностранных дел о содержании отписки И. И. Полуехтова, а также о недоборе таможенных пошлин в связи с остановкой торговли в Урге (ЦГАДА, ф. Сенат, оп. 2, кн. 56, лл. 153-153 об.; АВПР, ф. Сношения России с Китаем, 1723 г., д. № 2, лл. 1-1 об.).