№ 31

1706 г. мая 27. — Проезжая грамота, данная из Посольского приказа гостю П. Р. Худякову, посланному в Пекин с торговым караваном

/л. 15/ Божиею милостию мы, пресветлейший и державнейший великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец, московский, киевский, владимерский, новгородцкий, царь казанский, царь астараханский, царь сибирский, государь псковский и великий князь смоленский, тверский, югорский, пермский, вятцкий, болгарский и иных, государь и великий князь Новагорода Низовские земли, черниговский, резанский, ростовский, ярославский, белоозерский, удорский, обдорский, кондинский, и всеа Северные страны повелитель, и государь Иверские земли, карталинских и грузинских царей, и Кабардинские земли, черкаских и горских князей, и иных многих государств и земель, восточных и западных и северных, отчич и дедич и наследник и государь и обладаатель.

По нашему великого государя, нашего царского величества, указу посланы из государства нашего в Китайское государство с нашею великого государя соболиною казною и с мяхкою рухлядью для продажи и мены и покупки китайских всяких товаров нашего царского величества купчина и гость Петр Родионов сын /л. 15об./ Худяков с товарыщи. И указали мы, великий государь, тому купчине нашему в Китайском государстве про наш царского величества обиход купить китайских всяких товаров, которые в нашу царского величества казну годны.

И как с тою нашею царского величества казною в Китай поедут чрез калмыцкие и мунгальские улусы и кочевья до границы Китайского государства, и калмыцким и мунгальским тайшам и владельцом того нашего купчину с нашею царского величества казною и со всеми при нем будучими людьми чрез свои улусы и кочевья пропускать велеть без всякого задержания со всяким вспомогательством, с придаванием до границы Китайского государства провожатых и подвод.

А как он, купчина, на границу Китайского государства приедет, и [86] богдыханова высочества порубежному воеводе по мирным договором, каковы междо государствы нашими постановлены, того нашего царского величества купчину и гостя с казною нашею и со всеми при нем будучими людьми, на границе приняв и дав им корм и подводы и провожатых, /л. 16/ отпустить в государство во град Пекин по тому ж без задержания.

А когда он же, купчина, с товарыщи из Китайского государства с нашею царского величества покупною казною возвратится и прибудет по-прежнему в мунгальские и калмыцкие улусы и кочевья, и ево с нашею царского величества казною и со всеми при нем будучими людьми и вещми, по тому ж, дав им до наших царского величества даурских и сибирских городов провожатых с подводы, чтоб им в пути ехать было безопасно, велеть пропускать везде без всякого ж задержания и озлобления и досады.

И того ради во свидетельство безопасного и вольного их в оба пути проезду дана им сия наша царского величества проезжая грамота за нашею государственною печатью.

Писан государствия нашего во дворе в царствующем велицем граде Москве, лета от рожества Христова 1706-го, а от создания мира 7214-го, месяца майя 27 дня, государствования нашего 25 году.

Такова грамота писана на александрийском листу, и подложены списки по латине и по мунгальски на таких же листах, и запечатана государственною /л. 16об./ печатью под кустодиею с фигуры.

На л. 16 об. отметка о посылке: Такову великого государя проезжую грамоту в Сибирской приказ принял и росписался подьячий Яков Щетинин.

ЦГАДА, ф. Сношения России с Китаем, 1704 г., д. № 1, лл. 15-16 об. Отпуск.

Отпуск текста на латинском языке. — Там же, лл. 17-18 об.