№ 168

1720 г. января 4. — Определение Коллегии иностранных дел по поводу просьб калмыцкого тайджи Чакдоржаба

/л. 32/ 1720-го генваря в 4 день. По указу великого государя, по вышеписанному Аюкина-хана калмыцкого сына ево Чаптержапа чрез присланного ево посланца Душембея словесному прошению (См. док. № 163) для пользования болезни ево Чаптежаповой и жены ево велеть послать к нему, Чаптержапу, в улусы на время ис Казани лекаря с потребными лекарствы. Но дабы та по прошению ево Чапдержапову посылка к нему лекаря отцу ево Аюке-хану не противна, того для велеть стольнику Дмитрею Бахметеву о том приличным образом чрез кого возможно уведомиться, и буде то ему, Аюке, будет не противно, тогда ему, Бахметеву, велеть о присылке того лекаря в Казань к губернатору писать, а казанскому губернатору того лекаря тогда к нему, Чапдержапу, ис Казани отправить. И о том к нему, Бахметеву, и х казанскому губернатору послать его великого государя грамоты.

А присылающихся от отца ево Чаптержапова Аюки-хана, и от него, Чапдержапа, и от братьев ево и племянников в Москву посланцов с продажными табуны, когда оные впредь в присылке будут, и по продаже тех табунов будут с Москвы требовать ис Посольского приказу отпуску, велеть оных, давая им его великого государя жалованье всем обще за все дачи указное число по определению прошлого 716 году по 300 рублев на год, /л. 32об./ не описываясь сюды в Коллегию иностранных дел, отпускать, не чиня им в Москве задержания. И о том в Москву в Посольской приказ послать указ.

А полонного татарина Утевлея по прошению ево Чаптержапову ис плену свободить и о присылке оного к господину генерал-адмиралу и Коллегии адмиралтейств президенту, графу Опраксину, послать указ. А как оной будет прислан, с помянутым посланцом к нему, Чапдержапу, послать. И о том о всем к нему, Чапдержапу, в письме государственного канцлера и Коллегии иностранных дел президента писать.

А жены ево Чапдержаповой Чюганламы для моления к далай-ламе чрез Казанскую и Сибирскую губернии ныне и впредь до указу не пропускать, понеже за подозрением, о котором писал бывшей Сибирской губернии губернатор князь Гагарин, чтоб оные не согласились с китайцы обще воевать на калмыцкого владельца кантайшу, отчего имеется опасность сибирским пограничным местам, також де они, калмыки, в бытность свою в Китаех, проча торговлю бухарцом, чинят помешку росийским купчинам в торгах, не осведомясь о том подлинно, отпускать их туды невозможно. Чего ради и по прошению отца ево Чапдержапова хана посланцы /л. 33/ ево ханские для нужд ево с 712-го и поныне не пропускиваны. А в помянутом письме к нему, Чапдержапу, о том написать, что [293] по желанию их жену ево Чаганламу к далай-ламе пропустить ныне за опасностию, которое имеется около сибирских границ от тамошних соседей, невозможно.

И для того послан в ту губернию указ, велено о том розведать подлинно. И для лутчего в том подозрении на них, калмык, известия послать ныне ис Коллегии иностранных дел по содержанию помянутого бывшаго сибирского губернатора письма и прошения их калмыцкого об отпуске их в Китаи к нынешнему Сибирской губернии губернатору князю Черкасскому указ, велеть ему о том тамошними знающими людьми розведать подлинно, совершенно ль их, калмыков, в Китаи для вышеписанной опасности пропускать невозможно, и, розведав о том подлинно, в Коллегию иностранных дел писать.

Канцлер граф Головкин.
Подканцлер барон Шафиров.

ЦГАДА, ф. Калмыцкие дела, 1719 г., д. № 10, лл. 32-33. Подлинник.