№ 140

1719 г. марта 31. — Память из Сибирского приказа в Коллегию иностранных дел о пропуске возвращающихся от далай-ламы калмыцких посланцев и о запрещении дальнейших поездок калмыков в Цинскую империю и Тибет

/л. 2/ Лета 1719-го марта в 31 день. По указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца 1, в Коллегию иностранных дел государственному канцлеру и кавалеру графу Гавриле Ивановичю Головкину да государственному подканцлеру барону Петру Павловичю Шафирову с товарыщи.

Сего марта 10 дня в указе великого государя ис Коллегии иностранных дел в Сибирскую губернию написано, чтоб Аюкая-хана калмыцкого посланцов в Тоболеск для покупок про его обиход пропускать по прежнему указу и пошлин с тех его покупок с 3000 рублев на всякой год не имать; и которые ныне приехали в Тоболеск от далай-ламы ево, Аюкая-хана, посланцы, /л. 2об./ 24 человека, и с ними от далай-ламы к нему, Аюкаю-хану, едут калмык 24 человека, и тех пропустить. А впредь чрез Сибирь в Китаи, к далай-ламе и в-ыные тамошние места посланцов ево, Аюкая-хана калмыцкого, и иных калмыцких владельцов не пропускать и от таких посылок надобно их весьма удерживать, а каким образом, о том в том великого государя указе имянно явлено.

И по тому указу о учинении в губернию к обер-коменданту Карпову да к ландрату Грекову, а о ведении в Москву к камисару Исупову великого государя указы посланы марта в 27 день 719 году.

Князь Алексей Черкаской.

Смотр ил Иван Русинов.

На л. 2 об. отметка о подаче и помета: 1719-го апреля в 2 день подал комисар Мисюрев. Записать в книгу и взять к отпуску.

ЦГАДА, ф. Калмыцкие дела, 1719 г., д. № 6, лл. 2-2 об. Подлинник.


Комментарии

1. Указ 19 марта последовал по получении в Коллегии памяти Сибирского приказа с вестями из Тобольска относительно приезда в город 4 сентября 1718 г. возвращающихся калмыцких и тибетских посланцев. В числе посланцев далай-ламы к Аюке указан один хутухта, пять врачей и двенадцать работных людей (ЦГАДА, ф. Калмыцкие дела, 1719 г., д. № 6, лл. 1-1 об.). Хутухтой был ехавший из Лхассы Шакур-лама, калмык, получивший духовное образование в Тибете, где жил более 20 лет. Шакур-лама вернулся на Волгу для того, чтобы занять при хане Аюке место состарившегося верховного ламы Бюкюни. Играл впоследствии большую роль во внутренней жизни и внешних сношениях Калмыцкого ханства. В литературе высказывалось предположение, что одной из поставленных перед ним в Лхасе задач было проведение поддержанного далай-ламой плана объединения Джунгарского и Калмыцкого ханств и откочевки в связи с этим калмыков из России. (Н. Н. Пальмов. Этюды по истории приволжских калмыков. Ч. 1. Астрахань, 1926, с. 50-59; И. Я. Златкин. История Джунгарского ханства (1635-1758). М., 1964, с. 334-335).