№ 116

1715 г. февраля не ранее 27 *. — Сказка дворянина Ф. Трушникова в Селенгинской комендантской канцелярии о поездке в Джунгарию и Цинскую империю 1

(* Датируется по упоминанию числа в тексте)

/л. 147/ В прошлом 1713 году ис Табольска посылан дворянин Федор Трутников до китайского города Селима для проведыванья о промыслу в Калмыках золота 2. И тот Трушников ныне ис той посылки приехал, а сказал: [163]

Ис Табольска де ехал он до Ямышева-озера с верблюдами степью три недели, а от Ямышева к контайше до урги 3 степью ж четыре недели, а из урги пронимался степью ж до Селима 12 недель. И не доезжая Селима за две недели наехал озеро Коконур, у которого кочюют калмыки, называют их кошеуты. А в тех Калмыках наехал он тайшей четырех человек, и из них одному имя Солон. От которого промышляют золото калмыки у речек и возле ключей, которые текут з гор. И у них купил того золота по 7 рублев лану, а руского весу в лане будет 9 золотников. А видел он на промыслу людей, которые близ дороги, 150 человек. А сказывали де ему тех промыслов копальщики, что один человек в лето найдет такого золота /л. 147об./ лан 20 и 30, а иные де и по 100 лан добывают, а ино де человек и одной ланы во все лето не может набрать.

Да они ж ему, Федору, сказывали, что есть в тех горах серебряной руды множество и выходит серебра в полы против руды. Но того серебра они не промышляют под смертною заповедью от тайшей. И для того около тех гор, где серебряная руда, поставлены караулы крепкие, чтоб нихто той руды не брал. Но украткою де емлют по небольшому числу и плавят тайным обычаем. Да в тех же де горах есть и свинец самородной, таков же как и немецкой свинец. А те де горы пошли от сибирских городов, от Иртыша и от Томска и от Иркуцка. Да те же де люди и руской полоненик, которого он привез с собою, ему сказывали, что около того озера таких тайшей калмыцких живет много, и от озера в правой стороне те тайши, также и особые иноземцы, называемый тунгуты, копают золото по реке Алтан Голме и по малым речкам многолюдно, а имянно де в одном месте с 3000 человек. А тунгуты де люди самые плохие, и ружья, опричь луков, никакого не имеют.

А китайские де город Селим построен за стеною, которую зовут Калганом, к царству Китайскому, /л. 148/от стены в 20 верстах. А другой город Даба в 3 верстах от стены к царству ж. И при тех городах на реках золото самородное копают же. И видел он такие промыслы в 2 местах, на реках ищут китайцы. И купил у них того золота по небольшому числу по 7 рублев лану. А те де промышленики дают в ханскую казну по золотнику золота с человека на лето.

А из Селима де принимался он к сибирским городам и шел до большого города Ленжи 11 дней. И в Ленже купил золота по 8 рублев лану, для того что де то золото лутче. А из Лянжи шел он через Мунгальскую землю три недели, а из Мунгальской земли к кутухте десять дней, а от кутухты до Селенгинска восемь дней.

А в Селенгинск пришел февраля в 27 день сего 1715 году.

А того самородного золота привес 200 лан, которого по рускому весу и с местами 22 фунта.

Под текстом отметка о посылке: Такова ведомость подлинная отослана при письме от секретаря к маеору от гвардии Дмитрееву Мам[он]ову майя в 16 день 1719-го.

ЦГАДА, ф. Кабинет Петра I, отд. II, кн. 23, лл. 147-148. Копия.


Комментарии

1. Сказка (доезд) была подана в Тобольске, откуда переслана в Петербург находившемуся там сибирскому губернатору М. П. Гагарину. 28 июля 1715 г. была подана Гагариным в Кабинет при доношении, в котором он просил кабинет-секретаря А. В. Макарова: «Изволь, мой государь, донеси его царскому величеству, дабы повелел того дворянина взять сюда и уведомитца от него о том золоте и о месте том, где берут» (ЦГАДА, ф. Кабинет Петра I, отд. 2, кн. 23, лл. 145-146).

2. Расходы средств в связи с Северной войной заставили правительство Петра I искать новые источники доходов. Отсюда — обостренный интерес М. П. Гагарина к слухам о яркендском золоте.

Впоследствии в ходе работы следственной комиссии М. П. Гагарин рассказывал, что увидел привозимое бухарцами в Тобольск золото, о котором ему сказали, «что то самородное золото, и промышляют его под Эркетом в Аму-Дарье» (Г. Ф. Миллер. История о песошном золоте в Бухарин и о чинимых для оного отправлениях и о строении крепостей при реке Иртыше. — «Сочинения и переводы, к пользе и увеселению служащие». 1760, январь, с. 11-12).

В связи с этим в 1713 г. он отправил на разведку из Тобольска Ф. Трушникова и одновременно известил Петра I о наличии залежей золота в «Малой Бухарин», приложив образец, купленный на тобольском рынке. Гагарина впоследствии обвиняли в том, что в действительности золото было куплено Трушниковым в Китае и только выдано за бухарское. Г. Ф. Миллер опровергает это обвинение, высказанное Страленбергом, приводя данные о неоднократном привозе бухарцами такого золота в Тобольск (Г. Ф. Миллер. История о песношном золоте..., с. 9-10).

22 мая 1714 г. Петр I, находившийся вместе с русским флотом в Финском заливе, подписал указ о разведке месторождений яркендского золота и организации для этого специальной экспедиции. Во главе ее был поставлен И. Д. Бухолц (см. ком. 6 к док. № 124), а высшее руководство и обеспечение экспедиции поручалось М. П. Гагарину (Полное собрание законов Российской империи. Т. V. СПб., 1880, № 2811, с. 105-106).

С разведками яркендского золота связана и экспедиция князя А. Бековича-Черкасского из Астрахани в Хиву, а затем в Бухару, где он должен был узнать о том, как далеко находится г. Яркенд от Каспийского моря (Н. И. Веселовский. Очерк историко-географических сведений о Хивинском ханстве. СПб., 1877, с. 168; В. Иллерицкий. Экспедиция князя Черкасского в Хиву. — Исторический архив. 1940, № 7, с. 41-42).

3. «Контайшина урга» — улус ойратского хунтайджи, место нахождения которого не было постоянным. В начале XVIII в. урга Цэван-Рабдана находилась недалеко от русских владений на Иртыше.