№ 110

1715 г. января 22. — Письмо канцлера Г. И. Головкина калмыцкому хану Аюке с сообщением о запрещении от правки послов в Цинскую империю

/л. 22/ От господина канцлера к хану Аюке.

Письма ваши, присланные к Москве чрез посланцов ваших Данжу с товарыщи, сюда дошли (См. док. № 107). И какое на прошение ваше его царского величества соизволение есть, о том писано к вам в ответе в посланной ныне его царского величества грамоте (См. док. № 109), с которой и з другой грамоты ж против прошения донских казаков при сем списки приложены.

Что же вы желаете иметь позволение посылать чрез Тобольск к Коломон-хану посланцов своих, и понеже тому есть ныне некоторое препятствие, для которого невозможно позволить того, и для того отлагается до другова времени. А я вам от себя, яко добрый приятель, советую: извольте впредь от посылки посланцов своих в те край удержаться, чтоб [158] и неприятели б ваши не имели тем причины наносить на вас чего противного, как то уже отчасти и чинится (Часть фразы со слов и неприятели б ваши... написана взамен зачеркнутого: »не иметь на вас в том какой мысли).

А для покупки, что вам потребно, /л. 22об./ можете в Тобольск посылать, где вам по указу нашего всемилостивейшаго государя и беспошлинно на 3000 рублев покупать дозволено.

Также пожаловал его царское величество вас, подданного своего, повелел по прошению вашему, чрез прежних ваших посланцов Болдано Замсо с товарыщи учиненному, послать к вам 2500 четвертей хлеба. И послан о том его великого государя указ к господину губернатору казанскому, к Петру Самойловичю Салтыкову. И за так великую его царского величества к вам всегда являемую милость надлежит вам его величеству служить верно, как и прежде сего вы всегда служили; а служба ваша у него, великого государя, никогда забвенна не будет.

Посланцы ваши Донжею с товарыщи словесно предложили, что кубанцы улусных ваших /л. 23/ людей, которые, обнадеясь на мир, для своих потреб поотлучатся, бьют и грабят и улусы разоряют, и похваляются на улусы ваши войною. А здесь донесено его царскому величеству от донских казаков и из Казанской губернии гораздо тому противно, что ныне недавно калмыцких улусов владельцы Четер и Солом-Доржа с 4000 или с 5000 человек калмык на Кубань ходили и тамо разорение учинили, также и донским казаком многие обиды и разорения ж чинят; чего было за посланными многими ево великого государя указы делать не надлежало, но по мирном учинении жить с кубанцы соседственно и бессорно; донским казаком, подданным его царского величества, также обид чинить отнюдь не надобно. И по посланной ныне о сем деле царского величества грамоте им волю учините, о том розыск, и винных накажите, а взятое возвратить велите. /л. 23об./ И впредь надобно смотреть вам самим, яко верному подданному его царского величества, чтоб с кубанцы жить по соседству безсорно, и не навесть на себя самим от них войны, и ссоры меж царским величеством с султаном турским не приключить. И надлежит вам разсудить, что ежели ваши улусные люди будут за мирным постановлением ходить на Кубань или на салтана турского подданных, и когда они сами для отмщения того пойдут на вас многочисленно, то царскому величеству за мирным постановлением 1 вас своими войски оборонять будет невозможно. И для того не велите людем своим отнюдь на подданных турских и татарским никаких нападений чинить, також донских казаков изобижать не надлежит, полеже они подданные его царского величества люди, [чтоб от них] (В документе ошибочно вычеркнуто при стилистической правке) его царскому величеству впредь на ваших калмык челобитья и жалоб не было.

Те ж посланцы ваши предлагали и о каракалпаках 2, что будто идут на улусы ваши войною, и чтоб у меня осведомиться: сметь ли против них вооружиться и итти. И на сие вам я ответствую, что ежели те каракалпаки и башкирцы будут на вас нападать, то вы им отпор давайте и оборонь себе чините. И в том вам ис Казани и Астрахани вспоможение учинено будет. Ежели они живут спокойно и на улусы ваши для разорения не приходят, то и вам на них ходить не для чего; а наипаче, ежели башкирцы ныне по-прежнему платят ясак в его великого государя казну 3.

И пребываю при сем ко служению готовый граф Г. Головкин.

Дан в Санкт-Петербурге, генваря в 22 день 1715 году.

ЦГАДА, ф. Калмыцкие дела, 1714 г., д. № 14, лл. 22-23 об. Черненый отпуск.


Комментарии

1. Подразумевается Адрианопольский мирный договор между Россией и Турцией, подтвердивший в 1713 г. основные положения Прутского договора 1711 г.

2. Каракалпаки — европеоидная, тюркоязычная народность, жившая в XVIII в. на побережье Аральского моря в бассейне р. Сыр-Дарьи. К этому периоду не создали своей государственности и входили в состав Хивинского и Бухарского ханств.

3. Имеется в виду прекращение башкирского восстания 1705-1711 гг., в подавлении которого принимали участие калмыцкие отряды.