№ 106

1714 г. ноября 30. — Письмо казанского губернатора П. С. Салтыкова канцлеру Г. И. Головкину о задержании посланцев калмыцкого хана Аюки и о цели приезда к нему цинских послов

/л. 5/ Высокопревосходительный граф.

Вашему графскому высокопревосходительству доношу: августа 26 дня сего года в письме сибирского губернатора князя Матвея Петровича Гагарина в Казань ко мне писано (См. письмо от 20 июня (док. № 100). 26 августа — дата получения письма в Казани) — Аюка-хан естьли куды похочет чрез Сибирь посылать, дабы писал о том — х кому посылает и сколько человек, тогда надлежит и к нему, господину губернатору, писать же; то буде куды мочно пропустить, пришлет проезжее письмо, буде ж куда зачем ехать им будет опасно, то будет ответствовать; а не описавшись и не получа о пропуске от него, господина губернатора, писем, не пропускать. /л. 5об./

А сентября 2 дня сего ж году писал в Казань Аюка-хан из улусов с присланными от себя при китайских посланцах, которые пословались у него, хана, чтоб посланцов ево отправить в Китаи немедленно. А для чего те посланцы в Китай посылаютца и сколько человек, о том не написано.

И за вышепомянутым сибирского губернатора письмом вышеписанные Аюки-хана калмыцкого посланцы в Китай не пропущены и возвращены в улусы их. И о том в канцелярию Правительствующаго Сената о указе, також и к хану и к протчим владельцом писано.

И сего ноября 2-го писал в Казань из Астарахани обор-камендант Михайло Чириков и прислал присланной к нему от хана Аюки лист с переводом (См. док. М 105), в котором пишет: послал де он, Аюка-хан, посыльщика своего к Амуланту-хану, радеючи царскому величеству, о учинении /л. 6об./ в тое страну купецким людем для торгу проезда и для покупки всяких товаров, лудану, чаю и китайки; а иного де никакого, кроме того, дела нет, и посланных де ево возвратили назад; а про него де, хана, кто царскому величеству охульные слова доносил, и о том бы из Астарахани в Казань и к вашему графскому высокопревосходительству писать и донесть бы и царскому величеству, и что о том от царского величества к нему отзовется, о том бы ево, хана, уведомить немедленно; Амуланта де хана посол за каким делом к нему приезжал, о том де о всем он, хан, Борису Карейтову сказывал.

А о Борисе Кареитове напред сего из Астарахани ко мне обер-камендант писал, что Аюка-хан о вышеписанных послах сказывал ему: те китайские послы приезжали к нему для известия про Назарова сына Даржу, которой написан /л. 6об./ в указе Аюкиным свойственником.

И о том от меня послано в Сенат доношение прошедшаго сентября ж 24 дня, на которое указу не получено.

И впредь Аюки-хана калмыцкого и от протчих владельцов посланцов в Китаи и в другие прилучившия их посылки, когда они впредь для чего будут требовать проезду, пропускать ли, ваше графское высокопревосходительство да соблаговолит о том меня уведомить.

А с вышепомянутого сибирского губернатора письма и Аюки-хана писем с переводов при сем до вашего высокографского превосходительства посланы копии. [155]

Вашего высокографского превосходительства нижайший слуга Петр Салтыков.

Ис Казани, ноября 30 дня 1714-го.

Под текстом отметка о подаче: Получено в С. Питербурге генваря в 19 день 1715 году.

ЦГАДА, ф. Калмыцкие дела, 1714 г., д. № 4, л. 5-6 об. Подлинник.