№ 6

1700 г. августа 27 *. — Указ императора Сюань Е Лифаньюаню с оценкой Нерчинского договора и о предстоящих сношениях с Россией

(* — Канси 39 г. 7 луна 24 день)

(В «Шилу» перед текстом указана отметка: Император вновь указал)

Россия расположена очень далеко от нас, на далеком берегу северо-западного моря. Русские проявляют к нам лояльность и уважение. Когда Галдан 1 находился в крайне затруднительном положении, он просил помощи у России и не получил ответа 2. Ранее, когда мы направили людей для размежевания границ, Россия тут же преподнесла нам в дар земли Нерчинско 3. Граница была установлена восточнее [их] 4. Нерчинск и другие места прежде принадлежали племенам бурятов и урянхов, которые жили в лесах и охотились на соболей. Их называли «жителями лесов». Позже, когда Россия стала сильной и могущественной, она присоединила их 5. С тех пор прошло 50-60 лет. Ныне все эти обстоятельства следует надлежаще учитывать.

Да Цин Шэнцзу, Жэньхуанди шилу, цз. 200, с. 96.; Дахур, эвэнькэ, олочунь, хэчжэ шиляо чжайчао Цин шилу. Хухэхото, 1962, с. 101; Fu Lou-shu. A Documetitary Chronicl of sino-western Relations (1664-1822). Tucson, 1966, p. 1, c. 110-111; В. С. Мясников. Вторжение маньчжуров в Приамурье и Нерчинский договор 1689 г. — Русско-китайские отношения в XVII в. Т. 2. 1686-1691. М., 1972, с. 47.

Публикуемый перевод с китайского яз. сделан В. С. Мясниковым.


Комментарии

1. Галдан Бошокту (1645-1697) — ойратский князь из рода Чорос. В 70-х годах XVII в. захватил власть в Джунгарии. Проводил политику, направленную на централизацию Монголии. Пользовался поддержкой части верхушки ламаистской церкви Тибета. В 80-х годах вел упорную борьбу с феодалами Халхи — Тушету-ханом Чихунь Доржи и его братьями, а затем с Цинской империей. В борьбе с Цинами в 1697 г. потерпел поражение (Иакинф [Н. Я. Бичурин]. Историческое обозрение ойратов. СПб., 1834, с. 67-71; И. Я. Златкин. История Джунгарского ханства (1635-1758). М., 1964, с. 228-318).

2. Речь идет о попытке Галдана договориться с русским правительством о совместной борьбе против Халхи и поддерживающих ее Цинов. В 1690 г. с этой целью в Иркутск был послан посол Галдана с письмом. Однако находившийся в Сибири Ф. А. Головин, только что подписавший мирный договор с Цинской империей, не видел возможности для такого союза, так как он противоречил договорным условиям. Поэтому Галдану был послан уклончивый ответ, который должен был доставить казак Г. Кибирев, уполномоченный вести дальнейшие переговоры. Слухи об этих ни к чему не приведших переговорах очень беспокоили Цинов, сделавших по этому поводу соответствующий запрос русскому правительству (И. Я. Златкин. История Джунгарского ханства..., с. 280-282; его же. Очерки новой и новейшей истории Монголии. М., 1957, с. 52).

3. Заявление, сделанное в этом указе императором Сюань Е, свидетельствует о полной необоснованности притязаний на русское Приамурье, выдвигавшихся цинским правительством в ходе территориальной экспансии в бассейне Амура и подготовки Нерчинской конференции. Эту «откровенность», опровергающую его собственные утверждения о якобы имевшей место принадлежности алабазинских и нерчинских земель племенам, подвластным маньчжурам, император позволил себе лишь через 11 лет после подписания Нерчинского договора, т. к. считал, что это его заявление уже не может повлиять на ход событий (Русско-китайские отношения в XVII в. Т. 2, с. 47).

4. Имеются в виду переговоры в Нерчинске в августе 1689 г. и заключение Нерчинского договора.

5. Район, где был построен г. Нерчинск, до этого находился во владении рода эвенкийского князя Гантимура, в 50-х годах XVII в. принявшего русское подданство. Цины рассматривали Гантимура, как своего подданного и в течение длительного периода требовали от русского правительства его выдачи.