«ИСТОРИЯ ДИНАСТИИ ЮАНЬ» О КИРГИЗАХ

В начале IX в. правитель киргизов, населявших Минусинскую котловину, объявил себя каганом. До этого киргизы зависели от тюрков сеяньто и ими управлял наместник с титулом эльтебер. Киргизы делились на три группы и ими управляли старейшины с титулом бий — Цисиби, Цзюйшабоби и Амиби.

Ставка кагана размещалась в горах в остроге — городке, обнесенном частоколом. От китайского двора каган киргизов имел титул «потомственный герой, воинственный, искренний и светлый каган». Киргизы совершили ряд завоевательных походов на запад до Кашгара и на восток до мест расселения шивэй в северо-западной Маньчжурии. Сокрушив Уйгурский каганат, киргизы создали в Центральной Азии свой каганат Киргизский (843 г.). Он оказался недолговечным. В юго-западной части Маньчжурии в начале X в. появилось государство киданей (китаев), в первой половине X в. правители Ляо совершили ряд успешных походов в Халху и практически покончили с киргизским господством в Центральной Азии, расчистив дорогу в Халху монголам, которые и начали постепенно оттеснять тюрков на запад.

На территории Халхи в XI в. располагались ряд улусов — государств. Этническая принадлежность двух народов, образовавших такие улусы до сих пор спорна. Речь идет о кереитах и найманах. Укажем только, что П. Рачневский, автор лучшей монографии о Чингис-хане, полагал кереитов частью киргизов, которые раньше обитали по р. Иртышу и р. Оби и были вытеснены оттуда найманами (1), а современный китайский историк династии Юань Хань Жу-линь писал и о найманах, как о «части киргизов, переселившихся на юг после падения династии Тан». (2) Когда государство киданей Ляо было уничтожено чжурчжэнями (1125 г.), то бежавшие на запад кидани (позже именовавшиеся кара-китаями) по пути в Семиречье вступали в контакт с киргизами, о чем сообщают Рашид-ад-дин и Ата Малик-Джувейни. (3) Безусловно, та группа киргизов, которая описана в «Истории династии Юань» была лишь частью какой-то большей тюркской этнической общности, известной под именем киргизов.

В 1207 г. киргизы были подчинены монголами и образовали ту группу «лесных народов», которая была отдана под управление старшего сына Чингис-хана Джочи. В начале XIII в. Киргизское государство на верхнем Енисее распалось на несколько независимых владений, каждым из которых правил глава владения с титулом инал. После гибели улуса найманов эти иналы послали посольство к Чингис-хану, объявив о желании [238] подчиниться. Последовало ответное монгольское посольство к киргизам, а затем новое киргизское посольство ко двору Чингис-хана. Киргизы подарили хану монголов белых соколов и их подчинение монголам было каким-то образом оформлено. Такова версия «Юань ши» в жизнеописании Чингисхана (цзюань 1) по версии же «Тайной истории» подчинение не было добровольным и мирным. В 1207 г. Джочи был послан на покорение «лесных народов» юга Сибири. Лишь после того, как он подчинил предков бурятов — туматов и ойратов, к нему прибыли киргизские нойоны Еди-инал, Алди-ер и Олибек-дигин. Они поднесли белых соколов, белых коней и белых соболей. Из представителей знати покоренных «лесных народов» Джочи сформировал посольство, которое и прибыло к Чингис-хану. (4) Через десять лет туматы восстали против монголов. Монгольский отряд, отправленный на подавление мятежа, был туматами разгромлен. Тогда Чингисхан приказал, чтобы киргизы подавили восстание туматов. Киргизы отказались выполнять приказ. Последовал новый поход Джочи. Зимой, перейдя по льду через реку Селенгу, Джочи покорил туматов и далее повернул на запад через владения туматов и ойратов к притоку Енисея реке Усе. Дойдя до Енисея, монголы двинулись вниз по его течению и силой подчинили киргизов.

В «Истории династии Юань» (цз. 63 ) в разделе, где дается описание территории юаньской империи, в приложении, озаглавленном «Земли северо-запада», имеются сведения о киргизах (цзилицзисы): «Что касается киргизов, то первоначально сорок девушек из земель Хань вступили в брачный союз с мужчинами Усы. Значение этого (словосочетания «сорок девушек») и было использовано для наименования той местности. На юг от (земель киргизов) до Даду (Пекина) десять с лишним тысяч ли. По преданию прежде здесь жили найманы. С приходом к власти династии Юань (1271 г.) этот народ разделили и создали девять тысяч дворов. Их (киргизов) территория имеет 1400 ли в длину и половину этого в ширину. Река Цяньхэ (Кэм, Енисей) протекает как раз в середине ее и течет на северо-запад. Кроме того, на юго-западе имеется река Any (Абакан). На северо-западе имеется река, именуемая Юйсюй (Ус). Все эти реки очень полноводны. Они соединяются с рекой Цянь и, сливаясь с Ангарой, на севере впадают в море. Обычаи (киргизов) отличаются от (обычаев) прочих государств. Язык же их одинаков с уйгурским. Живут в шалашах и юртах. Кочуют со скотом в зависимости от наличия воды и травы. Весьма осведомлены в обработке полей. Когда выпадает снег, то становятся на лыжи и идут на охоту. В (этих) землях родятся породистые лошади, белые и черные соколы». На этом описание собственно киргизов заканчивается. Далее имеется описание народов, именуемых ангарцы, усы (усут, урсут?), жившие к востоку от киргизов. Отмечается их обычай в первой декаде шестого месяца совершать обряд жертвоприношения духу реки, из которой появился их предок, забивая белую лошадь, белого быка и белого барана и производя возлияния кумыса. Народ ханьхэна (капкана), у которого было мало домашнего скота и который жил больше охотой. Ханьхэна делали жилища из коры березы, поклажу возили на оленях и пили оленье молоко. [239] Зимой они также становились на лыжи и шли на охоту (об этих народах см. 5). К юго-востоку от киргизов жили уйгуры и монголы, среди них было много ремесленников — китайцев, переселенных из Китая. Здесь имелись плодородные, годные для земледелия земли. По преданию, в этом районе ранее жил кереитский хаган Ван-хан.

«В седьмом году правления под девизом Чжи-юань (1269 г.) был издан императорский указ, по которому (к киргизам) был отправлен Лю Хао-ли (1227-1288 гг.) на должность судьи (дуаньшигуань) киргизов, ханьхэна, а также Цяньчжоу и Иланьчжоу и других мест. Как раз тогда в этих округах были построены склады и зернохранилища, устроены почтовые станции, чтобы организовать центры управления (данными районами). До этого по обычаю ряда местных народов чашки и всю прочую домашнюю посуду делали из древа. Выдалбливали ствол древа и делали корыта, чтобы держать воду, не умели плавить металл для изготовления сельхозорудий. Обо всем хорошем (местные народы) узнали от династии (Юань). Именно тогда и были посланы мастера, обучившие (тамошних людей) плавке металла и гончарному делу. Местные люди освоили это» (перевод текста о киргизах на немецкий язык см. 6).

Известно, что у преемника Чингис-хана хана Угэдэя одна из жен была киргизка. После смерти Угэдея верховная власть в государстве монголов перешла к линии младшего сына Чингис-хана Тулуя. С 1251 по 1259 на престоле сидел старший сын Тулуя Мункэ (1209-1259 гг.). После смерти Мункэ престол в Пекине занял средний сын Тулуя Хубилай (1215-1294 гг.), но его права стал оспаривать младший сын Тулуя Арик-Бука (умер в 1266 г.), правитель Каракорума. Это привело к войне между Хубилаем и Арик-Букой, закончившейся в 1264 г. поражением Арик-буки. Затем против Хубилая восстал Хайду (1255-1301 гг.), внук Угэдэя. Район, заселенный киргизами, был под его контролем. Хайду был ранен и погиб в этой междоусобной войне от раны. Киргизы, хотя бы часть их, сражались против Хайду. В 80-х гг. XIII в. в помощь войскам, сражавшимся с Хайду был выслан отряд киргизов. В 1275-1276 гг. имело место восстание киргизов, после его подавления часть киргизов была отселена в Маньчжурию.

Киргизы служили военнопоселенцами на границах монгольских владений. В цзюане 7 «Юань ши» имеется запись: «уменьшили норму поступления налога с киргизских военных поселенцев». В 1289 г. (цз. 15) какая-то группа киргизов жила в районе столицы Монгольской империи г. Каракорума. Именно в этом году был отдан императорский приказ «проинспектировать семьи киргизов, живущих в Хэлинь и оказать помощь бедным семьям». Оттуда был отправлен киргизский воинский отряд против Хайду. В 1291 г. правителю кипчаков Тутуха было приказано еще раз привести в покорность енисейских киргизов. Зимой 1291-1292 г. его корпус дошел до Енисея и, двигаясь по льду замершей реки, дошел до границ владений енисейских киргизов и, очевидно, покорил их, так как Хайду пытался выручить киргизов, но его отряд был разбит Тутуха (цз. 92). В 1293 г. 700 семей киргизов были переселены (цз. 17). Переселение было не близким. Если не эта, то другая группа киргизов в 1293 г. оказалась [240] поселенной у города Чжаочжоу (у нынешнего г. Цицикара, Маньчжурия) (цз. 59). В 1295 г. еще одна группа киргизов была переселена с Алтая (горы Цзиньшань) в Шаньдун. Очевидно, они стали военнопоселенцами, так как источник указывает, что им выдали землю для обработки, быков для пахоты и семена для посева. Из этих кратких сведений мы можем попытаться сделать вывод, что енисейские киргизы, описанные в географическом разделе «Юань ши», могли быть лишь частью киргизского населения, разбросанного после гибели Киргизского каганата в большом регионе от Алтая до Саян. Особенно в этом плане заманчиво считать киргизами найманов и кереитов. Все киргизы, включая и енисейских, оказались в разное время в подчинении у монголов] Они время от времени восставали, особенно судьба их оказалась нелегкой в связи с междоусобной борьбой чингисидов — Хубилая против Арик-Буки и Хайду. В процессе этой борьбы киргизов стали использовать как военнопоселенцев для охраны северных границ, часть была переселена в центральные районы Монголии (Каракорум) и даже далее на восток в Маньчжурию в район современного Цицикара и на полуостров Шаньдун. Можно предположить, что те киргизы, которые жили в Монголии, позже были ассимилированы монголами, а те, кто попали далее на восток — китайцами. Этот процесс известен из источников и по судьбам других народов империи Юань, которые чаще всего в начале воспринимали китайскую культуру, а затем, особенно при династии Мин, были ассимилированы китайцами. Та часть киргизов, которая оказалась после гибели династии Юань связанной с ойратами, вместе с ними двигалась на юго-запад и с точки зрения автора этих строк бесспорно стала частью современного киргизского этноса.

ЛИТЕРАТУРА

1. P. Ratschnevsky. Cinngis-Khan. Sein Leben und Wirken. — Munchener Ostasiatische Studien. Bd. 32. Wiesbaden. 1983 s. 2

2. Хань Жу-линь. Чэнцзисы хань (Чингис-хан) Цзянсу жэньминь чубаньшэ. Пекин. 1982.

3. Рашид-ад-дин Сборник летописей т. 1, кн. 2. Перевод О. И. Смирновой.

Л. 1952. Ata-Malik — Juvaini. The History of World Conqueror. Trans. A. Boyle. L. 1958.

4. Козин С. А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. Юань чао би ши. т 1. М.-Л., 1941.

5. Louis Hambis, notes sur trois tribus de l’Ienissei superieur: les us, qapqanes et telengut, — Journal Asiatique, CXLV, N 1, 1957.

7. W. Schott. Uber die achten kirgisen. Berlin, 1865.

Текст воспроизведен по изданию: Материалы по истории кыргызов и Кыргызстана (Извлечения из китайских источников II в. до н. э. - XVIII в.), Том 2.  Кыргызско-турецкий университет "Манас". Бишкек. 2003

© текст - Кычанов Е. И. 2003
© сетевая версия - Тhietmar. 2017
©
OCR - Иванов А. 2017
© дизайн - Войтехович А. 2001
© КТМУ. 2003