№ 38

1910 г. июня 21. — Русско-японское Общеполитическое дополнительное соглашение об оказании друг другу содействия в развитии железных дорог в Маньчжурии и проведении консультаций по сохранению там статус-кво

Русско-японское соглашение 4 июля н[ового] ст[иля] 1910 г. (Извольский-Мотоно) *.

Импер[аторское] росс[йское] правительство и имп[ераторское] яп[онское] правительство, искренно преданные принципам, установленным Конвенцией, заключенной между ними 30(17) июня 1907 г. ** и желая развить результаты этой конвенции в целях укрепления мира на Д[альнем] Востоке, согласились дополнить названное Соглашение нижеследующими соглашениями:

Ст. 1. В целях облегчения сношений и развития международной торговли, высок[ие] договаривающиеся стороны взаимно обязываются оказывать друг другу дружественное содействие для улучшения [545] соответственных их жел[езно]дор[ожных] линий в Манчжурии и для усовершенствования соединительной службы вышеуказанных жел[езных] дор[ог], воздерживаясь от всякого соревнования в достижении этой цели.

Ст. 2. Каждая из выс[оких] договаривающихся сторон обязывается поддерживать и уважать status quo в Манчжурии, как он определяется всеми договорами, конвенциями и другими соглашениями, ранее заключенными, как между Россией и Японией, так и между этими двумя державами и Китаем. Копии вышеназванных соглашений были обменены между Россией и Японией.

Ст. 3. В случае, если бы возникло обстоятельство, угрожающее вышеназванному status quo, две выс[окие] догов[аривающиеся] стороны вступят незамедлительно в переговоры между собой в целях соглашения относительно мер, которые они сочтут нужным принять для сохранения названного status quo 1.

Публ. по: Гримм Э. Д. Сборник договоров... С. 176-177.

Подлинник на французском яз. — АВПРИ. Ф. Трактаты. Oп. 3.1910. Д. 1742/3. Л. 2.

* Договор опубликованный.

** См. Прилож., док. № 33.


Комментарии

1. Активность американцев в Маньчжурии способствовала дальнейшему (после заключения договоров 1907 г.) сближению между Россией и Японией. Инициатива государственного секретаря США Нокса об "интернационализации" железных дорог в Маньчжурии привела к тому, что 4 июля 1910 г. был заключен новый русско-японский договор о "дружественном содействии" улучшению железных дорог и поддержании статус-кво в Маньчжурии.

Китайское правительство ответило на эту конвенцию нотой от 21 июля 1910 г. следующего содержания:

"Имп[ераторское] правительство по внимательном изучении новой русско-японской конвенции, заключенной 4 июля 1910 г., копии с коей были вручены Вайвубу русским и яп[онским] посланниками, препроводило им, датированное от 21 июля нижеследующее сообщение: Так как Конвенция определенно устанавливает, что каждая из выс[оких] договаривающихся стор[он] обязывается уважать и поддерживать договоры, конвенции и другие соглашения, заключенные между Китаем и Россией, между Китаем и Японией и между Японией и Россией, то оно посему согласуется и подтверждает принципы соглашений, заключенных между Японией и Россией в силу мирного договора 1905 г., а равно и договора и соглашений, заключенных между Китаем и Японией относительно дел трех восточных провинций. Ибо ст. 3 русско-японского мирного договора, Россия и Япония взаимно обязываются вернуть все части Маньчжурии полностью и во всем объеме исключительному управлению Китая, и заявляют, что имп[ераторские] правительства не обладают в Маньчжурии никакими территориальными выгодами или какими-либо преимущественными или исключительными концессиями, нарушающими суверенитет Китая или несоответствующими принципу равных возможностей; а ст. 4 Япония и Россия взаимно обязываются не препятствовать каким-либо общим мерам, равно относящимся ко всем державам, каковые Китай сможет принять для развития торговли и промышленности Маньчжурии. В том же году Япония и Китай назначили своих уполномоченных, согласились и заключили в Пекине статьи, основанные на мирном договоре, заключенном в Портсмуте и относящиеся к делам трех маньчжурских провинций, в силу коих открытие Маньчжурии стало совершившимся фактом. — Имп[ераторское] правительство будет впредь действовать в согласии с принципами, изложенными в русско-яп[онском] мирном договоре, и осуществлять положения договора и соглашения с Японией, поддерживая с возрастающей энергией меры, вытекающие из осуществления суверенных прав Китая, принцип равных возможностей и развитие торгового и промышленного процветания, трех маньчжурских провинций в целях развития подлинных интересов всех стран. — Копии настоящего сообщения были вручены правительствам всех стран, с коими Китай имеет договорные и дипломатические отношения" (Гримм Э. Д. Сборник договоров... С. 176).