№ 34

1907 г. июля 17. — Секретная конвенция, заключенная между Россией и Японией о Маньчжурии, Корее и Внешней Монголии

Правительство его величества императора Всероссийкого и правительство его величества императора Японии, желая устранить на будущее время всякие причины трений или недоразумений касательно некоторых вопросов, относящихся до Манчжурии, Кореи и Монголии, согласились в следующих положениях.

Ст. 1. Принимая во внимание естественное тяготение интересов, политической и экономической деятельности в Манчжурии и желая избегнуть всякие осложнения, которые могли бы возникнуть из соревнования, Япония обязывается не искать за свой счет или в пользу японских или иных подданных никакой железнодорожной или телеграфной концессии в Манчжурии к северу от линии, установленной Дополнительной статьей к настоящей Конвенции *, и не затруднять ни прямо, ни косвенно всякого рода действия, поддержанные российским правительством, имеющие в виду такого рода концессии в указанном районе. И Россия, с своей стороны, руководимая тем же миролюбивым побуждением, обязывается не искать за свой счет или в пользу российских или иных подданных никакой жел[езно]-дор[ожной] или телеграфной концессии к югу от вышеназванной линии и не затруднять ни прямо, ни косвенно всякого рода действия, поддержанные японским правительством, имеющие в виду такого рода концессии в указанном районе.

При сем твердо разумеется, что все права и привилегии, принадлежащие О[бществу] К[итайской] В[осточной] ж[елезной] д[ороги] в силу договоров о сооружении этой железной дороги от 16/28 августа 1896 ** и от 13/25 июня 1898 гг. ***, останутся в силе на части этой железной дороги, расположенной к югу от демаркационной линии, установленной Дополнительной статьей.

Ст. 2. Россия, признавая отношения политической солидарности между Японией и Кореей, вытекающие из конвенций и соглашений, ныне имеющих силу между ними, копии коих были сообщены российскому правительству яп[онским] прав[ительство]м, обязывается не вмешиваться и не чинить препятствий дальнейшему развитию этих отношений. И Япония, со своей стороны, обязывается распространить на правительство, консульских агентов, подданных, торговлю, промышленность и мореплавание России в Корее во всех отношениях права наиболее благоприятствуемой нации, впредь до заключения окончательного договора.

Ст. 3. Императорское яп[онское] прав[ительств]о, признавая во Внешней Монголии специальные интересы России, обязывается воздержаться от всякого вмешательства, способного нанести ущерб этим интересам. [539]

Ст. 4. Настоящая Конвенция будет строго конфиденциальной между двумя высокими договаривающимися сторонами 1.

Публ. по: Гримм Э. Д. Сборник договоров... С. 169-170.

Подлинник на французском яз. — АВПРИ. Ф. Трактаты.

Оп. 3.1907. Д. 1738. Л. 167-169 ****.

* См. Прилож., док. № 35.

** См. док. № 65.

*** См. док. № 73.

**** Ниже текста: подписи А. П. Извольского и Мотоно и оттиски их личных сургучных печатей.


Комментарии

1. Это русско-японское секретное соглашение было опубликовано в России лишь после Октябрьской революции.