№ 78

1899 г. августа 2-31. — Соглашение в форме обмена нотами относительно китайских территорий Тагдумбаш и Раскем (Памир)

I

Сообщение российскаго посланника в Пекине действительного с[татского] с[оветника] Гирса китайским министрам от 2 августа 1899 года.

По сведениям, полученным как императорским Министерством иностранных дел, так и мной, китайское правительство имеет, будто бы, намерение уступить канджутцам Тагдумбаш Памир 1.

Вследствие этого, во исполнение предписания его сиятельства графа Муравьева, я отправил в почтенное Министерство перваго драгомана Миссии действительного с[татского] советника] Попова, с заявлением, что вследствие неопределенности русско-китайской границы по Сарыколу, русское правительство не может отнестись равнодушно к передаче китайской территории в этой местности другому государству и что оно принуждено принять с своей стороны надлежащия меры во избежание нарушения русских интересов.

Я ныне с удовольствием узнал, что почтенным Министерством было дано г[осподину] Попову положительное уверение, что никакой территории уступлено Канджуту не будет и что в этом смысле Министерство уже обменялось телеграммами с кашгарскими властями.

Принимая к сведению это уверение, я не премину донести о нем императорскому Министерству.

Публ. по: Соглашения между Россией и Китаем о проведении и исправлении границ... С. 60.

II

Сообщение китайских министров на имя российскаго посланника в Пекине от 16 августа 1899 года.

Перевод.

Нами получено сообщение Ваше от 2 августа сего года следующаго содержания:

"По дошедшим до Министерства иностранных дел и до меня слухам, Китай, по-видимому, имеет намерение уступить Канджуту Тагдумбаш Памир. Вследствие этого и во исполнение приказания графа Муравьева, я командировал в почтенное Министерство драгомана Попова, поручив ему заявить, что мы не можем равнодушно относиться к уступке в помянутом месте китайской территории [258] какому-либо другому государству, как нарушающей интересы России. Ныне я узнал, что почтенное Министерство дало господину Попову положительное уверение в том, что Китай не уступит Канджуту никакой территории, принял это уверение к сведению и счел долгом довести о нем до сведения императорскаго Министерства".

Министерство находит, что Тагдумбаш и Раскем Памиры составляют китайскую территорию, которую Китай вовсе не уступает Канджуту. Получив вышеупомянутое сообщение Вашего превосходительства, Министерство считает долгом ответить Вам, для доведения до сведения почтеннаго Министерства, что оно ясно заявило драгоману Попову, что Китай ни в каком случае не уступит Тагдумбаша, Раскема и других мест другой державе.

Публ. по: Там же. С. 60-61.

III

Сообщение китайских министров на имя российскаго посланника в Пекине от 25 августа 1899 года.

Перевод.

По вопросу о намерении канджутцев нанимать землю на Раскеме Министерством было получено сообщение Вашего превосходительства с заявлениями, что уступка означеннаго места третьей державе, как вредная для интересов России, положительно не может быть допущена. На это сообщение Министерство тогда же ответило Вашему превосходительству, что земля эта ни в каком случае не будет уступлена другому государству. Затем 19 августа секретарь Крупенский, посетив Министерство, заявил, что если Китай желает отдавать канджутцам землю на Раскеме, то Россия предоставляет это на полную его волю.

Ныне английский поверенный в делах, прибыв в Министерство, заявил, что между великобританским и русским правительствами состоялось соглашение, что земля эта будет отдаваться канджутцам для обработки, но не будет им уступлена и что почтенное правительство уже сообщило великобританскому правительству, что Россия ни в каком случае не будет препятствовать канджутцам нанимать на Раскеме землю для обработки. Заявление это согласно с тем, что было на днях сказано нам секретарем Крупенским. Но опасаясь, что при взаимной беседе, быть может, вкралось какое-либо недоразумение, Министерство считает долгом сообщить о вышеизложенном Вашему превосходительству и просить ответа с тем, чтобы сообразоваться с ним в своих действиях.

Публ. по: Там же. С. 61. [259]

IV

Сообщение российскаго посланника в Пекине действительного с[татского] с[оветника] Гирса китайским министрам от 31 августа 1899 года.

В ответ на сообщение почтеннаго Министерства от 25 августа месяца и во избежание каких-либо недоразумений, считаю долгом заявить Вам, почтенные князь и сановники, что так как великобританское правительство дало России письменное заверение в том, что оно не имеет никаких притязаний на территориальныя приобретения в долине Раскема и что оно отнюдь не намерено, в случае возбуждения вопроса об исправлении границ между британскими владениями и Китаем, поддерживать подобное требование, каковое заверение было одновременно сообщено английским правительством и Цзун-ли-ямыню, а равным образом принимая во внимание Ваше письменное ко мне сообщение, в котором вы торжественно заявляете, что Китай не уступит Тагдумбаша, Раскема, ни других мест какой-либо державе, то вследствие вышеизложенных официальных заверений Императорская Миссия сообщила Вам, что удовлетворение ходатайства канджутскаго хана о разрешении ему лишь обрабатывать участки земли близ Раскема зависит исключительно от усмотрения китайскаго правительства.

Публ. по: Там же. С. 61-62.


Комментарии

1. В секретном письме от 14 октября 1895 г. на имя министра иностранных дел военный министр писал о важном географическом положении долины Тагдумбаш-Памир следующее: "Долина Тагдумбаш-Памир составляет продолжение тех горных плато, которыя лежат между Сарыкольским хребтом и восточным Мустагом и составляют, так называемый Сарыкольский округ Кашгарской китайской провинции. Пролегая в самых верховьях Яркенд-Дарьи, у северной границы Канджута, между Гиндукушским отрогом и отрогом Мустага, в связи с долиною Карачукура, Тагдумбаш-Памир представляет кратчайший и относительно лучший горный путь от Кашмира и Канджута, значит, и из Ост-Индии в Кашгарию..." (АВПРИ. Ф. Миссия в Пекине. Оп. 761. 1891-1901. Д. 431. Л. 348-348 об.).