№ 73

1898 г. июня 24. — Контракт, заключенный между Правлением Общества КВЖД и китайским правительством о постройке и эксплуатации Южно-Маньчжурской ветки КВЖД

Контракт на постройку и эксплоатацию Южно-Маньчжурской ветки Китайской Восточной железной дороги.

Мы, нижеподписавшиеся, Сюй Кин-чен, чрезвычайный посланник его величества императора Китая, и Ян-Ю чрезвычайный посол и полномоченный * министр его величества императора Китая при С.-Петербургском Дворе 1, действуя в силу императорскаго эдикта от 24-го года Гуан-Сюй, 5 луны 7 дня (13/25 июня 1898 года), с одной стороны, и Правление Общества Китайской Восточной железной дороги, с другой стороны, в силу соглашения между Россией и Китаем, подписаннаго в Пекине 15/27 марта 1898 года **, и Дополнительнаго протокола, подписаннаго в С.-Петербурге 25-го апреля 1898 года ***, коими документами было постановлено, что "Китайское правительство со дня подписания Соглашения соглашается продолжить срок Контракта, заключеннаго с Обществом Китайской Восточной железной дороги 27 августа (8 сентября) 1896 Года **** на постройку и эксплоатацию ветки, которая должна начинаться с какой-либо станции главной линии Китайской [234] Восточной железной дороги и заканчиваться в портах Тальенван и Порт-Артур, на побережье Ляодунскаго полуострова", "что к этой ветке будут точно относиться все постановления Контракта, заключеннаго между китайским правительством и Русско-Китайским банком 27 августа 1896 года" и "что план и местность, по которой пройдет эта линия, должна быть указана посланником Сюй Кин-чен, с обоюднаго согласия Правления Китайской Восточной железной дороги", пришли к соглашению дополнить Контракт на постройку и эксплоатацию Китайской Восточной железной дороги нижеследующим:

§ 1. Ветка от главной линии Китайской Восточной железной дороги до вышеназванных портов будет носить название "Южно-Маньчжурской ветки Китайской Восточной железной дороги" 2.

§ 2. В виду того, что согласно § 4 Контракта от 27-го августа 1896 года, китайское правительство должно настолько, насколько это представится нужным, принять меры для облегчения сухопутной и водной перевозки необходимых материалов для постройки линии, вышеупомянутое правительство разрешает пароходам и другим судам под флагом Общества Китайской Восточной железной дороги плавать по реке Ляохэ и ея притокам, а также входить и выгружать материал в портах Ин-дзы и во всех портах средняго пояса, где признается возможным и необходимым для ускорения окончания постройки ветки.

§ 3. Также в целях облегчения перевозки материалов и необходимых запасов для постройки Южно-Маньчжурской ветки, Общество Китайской Восточной железной дороги имеет право соединить таковую с портом Ин-дзы и другими портами средняго пояса добавочными ветками, но по окончании линии, когда товарное движение будет в полном ходу, Общество обязано, по требованию китайскаго правительства, закрыть эти ветки. Это закрытие, во всяком случае, обязательно для Общества по истечении 8-ми лет со дня окончательнаго утверждения плана и определения земель, необходимых для постройки.

§ 4. В силу даннаго китайским правительством в ноябре 1897 года разрешения Обществу относительно леса и угля, необходимых для железной дороги, Общество имеет право вырубки и заготовки за свой счет в казенных лесах, с платой за каждое вырубленное дерево цены, не превосходящей местной, каковая будет назначена главным инженером Общества (или его представителем) по соглашению с местными китайским властями. Неприкосновенными должны быть леса провинции Шэн-Кинг, принадлежащия лично императору, или священные, находящиеся поэтому под особым покровительством Главнаго пекинскаго управления. В районе, который должен быть обслуживаем строющейся линией дороги, Обществу также будет дозволено эксплоатировать каменный уголь, необходимый для постройки и эксплоатации ветки с уплатой известной цены, исчисленной с веса добытаго угля. Цена эта будет [235] назначена главным инженером Общества (или его представителем), по соглашению с местными китайскими властями, и отнюдь не должна превышать текущей местной цены, уплачиваемой другими лицами за право эксплоатации каменнаго угля.

§ 5. Русское правительство будет иметь право установить подходящие для себя таможенные тарифы на той части Ляодунскаго полуострова, которая уступлена ему в пользование, а китайское правительство, с своей стороны, будет взимать пошлину на своей границе с товаров, идущих из вышеназванной части полуострова, или направляющихся туда. На этом основании китайское императорское правительство может, по соглашению с Россией, открыть Таможенное бюро в Тальенване в тот же день, когда этот порт будет открыт для торговли. По открытии названнаго Бюро, организация и управление такового будет поручена администрации Китайской Восточной железной дороги, которая будет взимать пошлины в качестве довереннаго агента и в пользу китайской казны. Бюро будет зависеть непосредственно от Главнаго управления в Пекине, которому оно будет периодически отдавать отчет в своем управлении. Китайское императорское правительство может назначить гражданскаго чиновника из китайцев для исполнения обязанности императорскаго агента при названной таможне, с местожительством при таковой. Багаж пассажиров, так же, как и товары, отправляемые транзитом по этой ветви с одной из пограничных русских станций на часть Ляодунскаго полуострова, уступленную в пользование России, и обратно, не будут подлежать таможенным пошлинам, точно так же они освобождаются от всякаго внутренняго налога и пошлин. Товары же, ввозимые по железной дороге из территории, уступленной в пользование России, внутрь Китая или вывозимые тем же путем из Китая в названную территорию, должны быть одинаково оплачены ввозными и вывозными пошлинами китайской Морской таможни, без уменьшения или увеличения таковых 3.

§ 6. Общество Китайской Восточной железной дороги может иметь на свой страх и риск коммерческие пароходы с флагом Общества, которые должны подчиняться правилам навигации, применяемым к иностранной торговле в китайских водах. Китайское правительство не ответственно ни в коем случае в потерях, могущих быть понесенными Обществом в названном предприятии. Тарифы для провоза пассажиров и товаров на пароходах Общества будут определены администрацией последняго. Так как названное предприятие совершенно отдельно от железной дороги, то срока эксплоатации его Обществом совершенно не определяется и к нему не может быть применимо условие § 12-го Контракта, заключеннаго 27-го августа 1896 г. между китайским правительством и Русско-Китайским банком относительно срока выкупа и безвозмездной передачи во владение китайскаго правительства. [236]

§ 7. План, также как и местность, по которой пройдет Южно-Маньчжурская железная ветка, будут определены председателем Общества Китайской Восточной железной дороги по соглашению с Управлением означенной дороги (или ея представителем) после того, как главный инженер сделает необходимыя изыскания в Маньчжурии и о результатах доложит Правлению.

Гуан-Сюй 24 года 5 луны 18 числа.

Петербург, 24 июня 1898 года.

Подписал: Сюй.

Подписали:

Э. Циглер-Шафгаузен, князь Ухтомский, Ротштейн, Алексеев, В. Кованько 4.

Публ. по: Сборник документов, относящихся к Китайской Восточной железной дороге. Издание Правления Общества Китайской Восточной железной дороги. Харбин, 1922. С. 27- 30.

* Так в публикации.

** См. док. № 69.

*** См. док. № 70.

**** См. док. № 65.


Комментарии

1. Переговоры о сооружении и эксплуатации Южно-Маньчжурской ветви КВЖД уже подходили к завершению, однако представители Китая все еще не предъявили полномочий на подписание договора. Озабоченный этим обстоятельством министр финансов С. Ю. Витте обратился 6 июня 1898 г. к министру иностранных дел М. . Муравьеву с просьбой поручить российскому поверенному в делах в Пекине "удостовериться, снабжены ли чрезвычайный посланник Сюй Цзинчэн и посланник Ян Ю достаточными полномочиями со стороны правительства богдохана на подписание договора...""(АВПРИ. Ф. Китайский стол. Оп. 491. 1898-1912. Д. 925. Л. 42-43. Подлинник).

На запрос из Министерства иностранных дел поверенный в делах в Пекине Павлов секретной телеграммой от 18/30 июня 1898 г. сообщил:

"Цзунлиямынь сегодня оффициально уведомил меня, что богдоханский указ, повелевающий Сюю и Яну подписать железнодорожную конвенцию, ныне состоялся и надлежащее полномочие передано названным сановникам по телеграфу" (Там же. Л. 55. Копия).

2. Уполномоченный китайского правительства на ведение переговоров Сюй Цзинчэн обратился к Витте с просьбой включить в договор о строительстве ЮМЖД специальную статью о том, чтобы могилы предков императорской фамилии в провинции Шэнцзин были по возможности оставлены в стороне. Сюй Цзинчэн просил также, чтобы линия железной дороги проходила на расстоянии 8-10 верст от тех парков, в которых расположены императорские могилы.

В письме М. Н. Муравьеву от 4 мая 1898 г. С. Ю. Витте сообщил о тех трудностях, которые могут встретиться при исполнении этой просьбы:

"При обсуждении сего заявления Правлением было принято во внимание, что императорския могилы в Маньчжурии всегда расположены среди обширных парков, из которых некоторые занимают весьма большое пространство (в несколько десятков квадратных верст), поэтому, в случае принятия Обществом безусловнаго обязательства избегать окрестности могил и вести линию железной дороги в разстоянии 8-10 верст от всех таких парков, оно в некоторых случаях может быть поставлено в весьма затруднительное положение в отношении работ по сооружению линии. Хотя императорския могилы расположены в Маньчжурии главным образом на восток от Мукденя около г. Синь-цзин-тина, но, как известно, таковыя же могилы имеются также и около Мукденя, через который предполагается провести железнодорожную линию на Порт Артур, и через который само китайское правительство проектировало несколько лет тому назад линию железной дороги от Шанхай-гуаня на Гиринь.

В виду чего Правление Общества затруднилось согласиться на включение в договор столь неопределенного постановления, обещав, вместе с тем, дать его превосходительству г[осподину] Сюй-цзинь-чэну особое письменное уведомление о том, что Обществом будут приняты возможныя меры к исполнению вышеупомянутаго желания китайскаго правительства, на что китайским послом было изъявлено согласие". (АВПРИ. Ф. Китайский стол. Оп. 491. 1898-1912. Д. 925. Л. 28 об.).

Такое уведомление Обществом КВЖД было отправлено в адрес чрезвычайного посланника Китая Сюй Цзинчэна (в ответ на его письмо) 23 июня 1898 г. В нем говорилось:

"Господин посланник, в ответ на письмо, адресованное Вашим превосходительством 21-го мая за № 205 в Правление КВЖД по поводу местоположения двух кладбищ императорской китайской фамилии, имею честь, в силу данных мне полномочий, известить Вас, что Общество вполне уважая желание, выраженное китайским императорским правительством, обязуется принять все меры к тому, чтобы проектируемая ныне Южно-Маньчжурская ветка нашей линии, вместо того, чтобы пройти между Фудинг и Цзяо-линг, обошла бы обе императорские могилы и чтобы между землями, примыкающими к линии и указанными могилами, было оставлено неприкосновенным не менее 30-ти ли разстояния. Это разстояние Общество должно также принять во внимание при открытии и эксплоатации каменноугольных копей в окрестностях императорских могил Фулинг, Цзяо-линг и Юн-лин.

Надлежащия инструкции будут даны по этому поводу главному инженеру" (Сборник документов, относящихся к Китайской Восточной железной дороге. С. 31).

3. По поводу § 5 договора, предусматривающего право китайского правительства открыть таможню в Дальнем, организация и управление которой будут поручены администрации КВЖД, С. Ю. Витте высказал следующие соображения: "...Я с своей стороны, находил бы наиболее целесообразным, чтобы дело устройства вышеназванной китайской таможни в Да-лянь-ване было поручено администрации железной дороги, ибо водворение в Да-лянь-ване таможенной администрации, зависящей от сэра Роберта Харта (англичанин, главный инспектор китайских Морских таможен. — Сост.), едва, по моему мнению, может быть допущено; на передачу же означенной китайской таможни в непосредственное заведывание русских властей трудно, по моему мнению, расчитывать. Во всяком случае, Сюй-цзинь-чэн считает проектированную в договоре постановку дела более осуществимою, чем прямую передачу таможни непосредственно в руки русского правительства. Но вместе с тем он выразил желание, чтобы ко времени подписания проектированного договора русское правительство сообщило китайскому о своем согласии на учреждение китайской таможни в Да-лянь-ване на указанных основаниях.

В случае если Ваше сиятельство не встретите препятствий к заключению проектированнаго договора, Сюй-цзинь-чэн сообщит его по телеграфу Цзун-ли-ямыню, и по получении согласия сего последняго договор будет подлежать подписанию" (АВПРИ. Ф. Китайский стол. Оп. 491. 1898-1912 гг. Д. 925. Л. 28-31. Подлинник).

4. Подлинник Договора на сооружение и эксплуатацию ЮМЖД был передан на храние в Государственный банк России, а копия — министру иностранных дел. (АВПРИ. Ф. Китайский стол. Оп. 491. 1898-1912. Д. 925. Л. 46 об.).