№ 21

1862 г. февраля 20. — Правила приграничной сухопутной и морской торговли между Россией и Китаем

/Л. 1/ Принимая во внимание, что в Пекинском дополнительном договоре не было постановлено правил и тарифа для русской сухопутной торговли, великаго Российскаго государства уполномоченный министр-резидент, флигель-адъютант его императорскаго величества Лев Баллюзек и Дайцинскаго государства главноуправляющие Министерством иностранных дел, по обоюдному согласию, заключили нижеследующия торговыя и пошлинныя правила:

I. По границе обоих государств, на разстоянии 100 китайских ли в ту и другую сторону производится торговля безпошлинно; причем, относительно правил надзора, предоставляется каждой стороне сообразоваться с своими пограничными постановлениями.

II. Русские купцы, ведущие торговлю /Л. 1об./ с мелкими капиталами, имеют право торговать также безпошлинно по всей подчиненной Китаю Монголии, где есть китайские чиновники (учреждено китайское управление), и по всем аймакам, находящимся в ведении этих чиновников.

Если же они пожелают отправляться и в те места, где не учреждено китайскаго управления, то китайское правительство отнюдь не препятствует этому. При сем купцы должны иметь от своего пограничнаго начальства свидетельства на русском, китайском и монгольском языках, в которых обозначается: имя купца, количество и качество товаров, число тюков, верблюдов, волов или лошадей.

Ежели окажется, что купцы не будут иметь вышеозначеннаго свидетельства, то товары их конфискуются в пользу китайскаго правительства, а с ними будет поступлено, как с беглецами, /Л. 2/ согласно 10-й статье Пекинскаго договора *.

Русский консул в Монголии строго наблюдает за тем, чтобы купцы не торговали без свидетельств.

III. Русские купцы, отправляющиеся с русскими товарами в Тянь-цзинь, должны быть снабжены от своего пограничнаго начальства билетами, засвидетельствованными (приложением печати) маймаченским дзаргучеем 1 и написанными на языках обоих государств. В билетах обозначается: имя караваннаго старшины, имена купцов, количество и род товаров и число тюков. Караваны [92]эти должны следовать чрез Калган, Дун-ба и Тун-чжоу прямо в Тянь-цзинь.

Во всех таможнях на этом пути китайским чиновникам предоставляется право в течение самаго короткаго срока поверять число тюков, вынимая их по выбору, и осматривать; затем, по осмотре свидетельства, к нему прикладывается /Л. 2об./ таможенная печать и товары отпускаются. В течении шестимесячнаго срока свидетельство должно быть представлено в Тянь-цзиньскую таможню для уничтожения. Если во время осмотра в какой-нибудь таможне тюк будет разбит, то таможня сама укупоривает его и в удостоверение произведеннаго осмотра отмечает в свидетельстве число тюков, которые были разбиты. Осмотр должен продолжаться не более двух часов. Если бы случилось, что купцы потеряли выданное им свидетельство, то товары прекращают дальнейшее следование и купцы немедленно дают знать тому начальству, которое выдало свидетельство, об этой пропаже, обозначая в своей просьбе день выдачи и номер свидетельства. Начальство немедленно высылает им новое, прописывая в оном, для удобства осмотра и пропуска, что оно выдано во второй раз. /Л. 3/

IV. Проходя через Калган, русские купцы имеют право оставлять там для продажи пятую часть всего количества товаров, отправляемых ими в Тянь-цзинь. В течение трех дней они предъявляют о том директору таможни, который делает в свидетельстве отметку, и, по осмотре, выдает позволительное на продажу товаров свидетельство, после чего им позволяется распродавать их. Только в Калгане купцы не должны открывать больших складов (т. е. оптовой продажи).

V. По прибытии в Тянь-цзинь с русских товаров взимается одна ввозная пошлина на одну треть меньше сравнительно с общеевропейским тарифом; а за пятую часть товаров, оставленных в Калгане, вносится такая же пошлина в Калгане.

VI. Если оставленная в Калгане 1/5 часть товаров, по уплате за нее там пошлины и по получении /Л. 3об./ в том росписки, не будет продана, то русским купцам дозволяется везти те товары для продажи в Тун-чжоу или в Тянь-цзинь, причем никакой другой пошлины с них не взимается.

VII. Если по прибытии товаров в Тянь-цзинь и по осмотре их китайскими чиновниками окажется, что ящики с какими бы то ни было товарами разбиты и товары подменены, или что по дороге оставлено более одной пятой части, равным образом, если товары следовали не по дороге, означенной в 3-ем пункте, а по другой, то товары виновных купцов конфискуются в пользу казны.

VIII. Если русские купцы повезут свои товары из Тянь-цзиня морем в другие открытые иностранцам порты, то доплачивают в Тянь-цзине недостающую третью часть пошлины до общеевропейскаго тарифа. В других портах, /Л. 4/ в этом случае, они никаким пошлинами более не подвергаются. Если же из Тянь-цзиня или другаго [93] порта повезут товары во внутрь страны, то должны внести еще, согласно с европейским тарифом, транзитную пошлину.

Примечание. Вышеизложенныя правила касаются ввоза.

IX. Во всех портах, открытых иностранцам, русские купцы при вывозе и ввозе, как китайских, так и европейских товаров, руководствуются общими правилами для иностранной морской торговли.

X. При отправлении китайских произведений, купленных в одном из открытых портов, в Россию чрез Тянь-цзинь, кроме уплаты пошлины по общеевропейскому тарифу в первом порте, в Тяньцзине, вносится еще половинная обратно-ввозная пошлина.

На вывоз этих товаров в Кяхту русский консул выдает билеты, писанные на языках обоих /Л. 4об./ государств и засвидетельствованные приложением печати Тянь-цзиньской таможни, в которых прописываются: имена купцов, количество и качество товаров и число тюков. После этого товары могут быть вывезены в Кяхту, не подвергаясь более никаким пошлинам, но с условием, чтобы они следовали по дороге, означенной в 3-м пункте. На пути товары не должны быть продаваемы и за нарушение сего правила товары виновных конфискуются в казну.

В отношении осмотра при проходе чрез Тун-чжоу, Дун-ба и Калган поступать согласно 3-му пункту.

XI. С китайских товаров, купленных русскими купцами в Тяньцзине и Тун-чжоу, взимается при вывозе их сухим путем (означенным в 3-м пункте) в Россию одна вывозная пошлина по общеевропейскому тарифу. Купцам выдается свидетельство и затем с товаров более пошлин не взимается, /Л. 5/ но по дороге они не должны быть продаваемы, и, в случае нарушения сего, виновные подвергаются штрафу.

XII. С китайских товаров, купленных русскими купцами в Калгане, при вывозе в Россию взимается в Калгане одна вывозная пошлина в размере половинном против общеевропейского тарифа, и затем таможня выдает купцам свидетельства, а товары более никаким пошлинам не подвергаются, но по дороге не должны быть продаваемы; в случае нарушения сего виновные подвергаются штрафу.

XIII. При вывозе товаров русскими купцами из Тун-чжоу, они предварительно обязаны дать знать таможне в Дун-ба, которая, по получении требуемой пошлины, выдает свидетельство с обозначением качества и количества товаров и числа тюков. По дороге купцы не должны продавать товары, и за нарушение сего /Л. 5об./ подвергаются штрафу.

XIV. При отправлении в Россию сухим путем европейских товаров, купленных в Тянь-цзине или в других портах, не требуются пошлины, если есть свидетельство (росписка), удостоверяющее, что купец другаго государства внес за эти товары ввозную и транзитную пошлины; если же иностранный купец внес лишь одну ввозную пошлину, то русский купец обязан, согласно общеевропейскому тарифу, внести еще пошлину транзитную. [94]

XV. При следовании товаров, отправляемых русскими купцами из Тянь-цзиня, Тун-чжоу и Калгана в Россию, кроме свидетельства, должна быть накладная для поверки товаров при осмотре.

До истечения шести месяцев со дня отправления товаров выданное купцам свидетельство должно быть представлено в Кяхту для уничтожения. Если /Л. 6/ же к этому встретится препятствие, то до истечения срока купец должен заявить о том русскому консулу и местным китайским властям; в противном случае он подвергается штрафу.

В случае потери свидетельства товары останавливаются и купец немедленно должен дать знать о том в ту таможню, которая выдала оное, обозначив в своем прошении день выдачи и № свидетельства, а таможня обязывается, как можно скорее, выдать новое с прописанием для удобства осмотра и пропуска, что оно выдано во второй раз.

Примечание. Вышеизложенныя правила касаются вывоза.

XVI. Что касается до предметов, поименованных во 2-й статье правил, приложенных к общеевропейскому тарифу, то русские купцы, везя товары сухим путем, сообразуются также с этим правилом. /Л. 6об./

XVII. Товары, привозимые контрабандою, равно как предметы, подлежащие запрещению и поименованные в 3-й и 5-й ст[атьях] правил, приложенных к общеевропейскому тарифу, конфискуются в казну.

Впрочем, если купцы пожелают иметь оружие для собственной защиты, то в Кяхте следует предъявить о том и прописать в свидетельстве. Каждое лице в караване может взять по одному экземпляру оружия.

XVIII. При взимании пошлины с товаров, как русских, так и китайских, не поименованных в общеевропейском тарифе, должно руководствоваться общим правилом, т. е. брать 5% с ценности товаров.

Во избежание же на будущее время недоразумений между русскими купцами и китайскими таможнями при исчислении 5% пошлины с вышесказанных товаров, ныне же должен быть составлен /Л. 7/ в Тянь-цзине дополнительный тариф для русских товаров, привозимых в Китай, не поименованных в общеевропейском тарифе, или не подходящих к заключающимся в оном; а также и на кирпичный чай. Определенный таким образом тариф составит приложение к настоящим Правилам и дополнение к общеевропейскому тарифу.

XIX. Русские купцы не должны под видом собственных товаров возить от места до места товары купцов китайских.

XX. Настоящия вновь установленныя Правила утверждаются в виде опыта на три года, с тем, что если по истечении этого срока которая-нибудь из договаривающихся сторон пожелает сделать в них изменения, то должна заявить о том другой стороне в течении шести месяцев. Ежели ни одна сторона не сделает такаго [95] заявления, то Правила эти утверждаются снова на пять лет, по прошествии которых опять предоставляется в течении шести месяцев войти в соглашение.

В случае же каких-либо важных неудобств предоставляется обеим сторонам войти во взаимное соглашение об изменении /Л. 7об./ Правил, даже до истечения трехлетняго срока.

Что касается до мер против контрабанды, то по общим правилам предоставляется китайским чиновникам принимать таковыя, смотря по обстоятельствам.

XXI. Настоящия Правила, по утверждении их подписом и приложением печатей уполномоченных двух государств, имеют быть разосланы, для надлежащаго руководства, во все места, коим ведать о том надлежит.

XXII. Заключены и подписаны в городе Пекине в лето от Рождества Христова тысяча восемьсот шестьдесят второе, февраля в двадцатый день (Тун-чжи 1-го года, 2-й луны, 4-е число) 2.

Гун

Л. Баллюзек.

(далее следуют подписи шести других цинских уполномоченных)

По листам скрепа: Драгоман Афанасий Попов.

Ниже текста: оттиски красной сургучной печати Л. Баллюзека и красной прямоугольной печати с идентичной надписью на маньчжурском и китайском яз.

АВПРИ. Ф. Трактаты. Оп. 3.1862. Д. 885/156. Л. 1-7 об. Подлинник. Опубл.: Сборник договоров России с Китаем. 1689- 1881. С. 192-195; Русско-китайские отношения. 1689-1916. С. 42-45.

Подлинник на китайском яз. — Там же. Л. 9-15 об. ** Опубл.: Сборник договоров России с Китаем. 1689-1881. С. 204-210.

* См. док. № 15

** Скреплен теми же подписями и печатями, что и подлинник на русском яз.


Комментарии

1. Цзаргучи (монг.: судья; чиновник, совмещавший судебные и административные функции), состоял "при каждом амбане для разбора дел, возникавших между проживавшими в Монголии китайцами и между китайцами и монголами" (Семивский Н. В. Новейшие любопытные и достоверные повествования... С. 147). С 1729 г." по случаю заведения торговли на Кяхте" в Маймайчэн "стали присылать цзаргучи для наблюдения за торговлей и жившими там китайцами" (Васильев В. П. "Открытие Китая и другие статьи академика В. П. Васильева с портретом автора". СПб., 1900. С. 98).

2. Дополнительный тариф пошлин с предметов российско-китайской торговли от 4 марта 1862 г. см. в Прилож., док. № 1.