№ 138

1915 г. октября 24. — Русско-китайское соглашение о Хулунбуирском округе

/Л. 54/ Соглашение между русским императорским правительством и правительством Китайской Республики касательно Хулунбуирскаго округа.

I

Хулунбуир 1 составит специальный округ, непосредственно подчиненный Центральному правительству Китайской Республики. Тем не менее, в случае необходимости и в целях ускорения сообщения, хулунбуирския власти могут войти в общение с высшим начальством провинции Хэй-лун-цзян, в ведении котораго они будут состоять.

II

Фудутун Хулунбуира 2 назначается декретом президента Китайской Республики и пользуется правами губернатора провинции.

Пять ухэрида Хулунбуира и местныя власти не ниже 3-го класса — одни только могут быть назначены на этот пост.

III

В управлении фудутуна организуются два отдела: правый и левый отдел. Один начальник этих /Л. 55/ отделов избирается фудутуном, другой Министерством внутренних дел. Они утверждаются на своей службе Центральным правительством Китайской Республики. На пост начальника отдела могут быть назначены только чиновники Хулунбуира не ниже IV класса. [429]

Фудутуну предоставляется установить компетенцию каждаго из обоих отделов, начальники которых ему, фудутуну, подчиняются и не пользуются правом прямых сношений с центральными властями и правителями других провинций, помимо особых распоряжений фудутуна.

IV

При нормальных условиях все военныя нужды Хулунбуира выполняются исключительно местной милицией ци-бин.

Фудутун обязуется отдавать отчет во всех предпринимаемых мерах военнаго характера, указывая мотивировку их, которыя будут им приняты, с указанием их причин.

В случае возникновения безпорядков в Хулунбуире, подавить которые местныя власти признают для себя непосильными *, Центральное правительство может туда отправить отряды своих войск, предварительно о сем известив русское правительство. По возстановлении порядка отряды эти удаляются с территории Хулунбуира.

V

Суммы, полученныя путем сбора обложения в Хулунбуире, равно все доходы с этого округа, идут на /Л. 56/ удовлетворение местных нужд, за исключением, однако, доходов морских таможен и доходов соляных, которые поступают в кассу Центральнаго правительства. В конце каждаго года фудутун обязан представить отчет Центральному правительству о суммах, собранных его администрациею, равно как и отчет расходования таковых сумм.

VI

Выходцы [из] Хулунбуира и Внутренняго Китая, принадлежащие к классу земледельцев, ремесленников и купцов, могут свободно передвигаться и жить как в Китае, так и в Хулунбуире. Отношение к ним должно быть одинаковое, без всякаго различия между ними.

В виду того, однако, что земли Хулунбуира суть общественная собственность всего его народа, китайцы могут там иметь поля не иначе, как на правах аренды на срок и исключительно в местах, где по мнению местных властей земледелие не встречает препятствий с точки зрения интересов скотоводства.

VII

Если в будущем состоится постройка железной дороги в Хулунбуире и потребуются для того иностранные капиталы, правительство Китайской Республики обратиться в первую очередь к России за получением таковых капиталов. /Л. 57/ Проведение веток Китайской Восточной железной дороги, русския концессии на ископаемыя богатства, эксплоатация леса и так далее, сооружения в Хулунбуире, связанныя с перевозкой материалов, продуктов эксплоатации [430] концессий, не иначе могут быть начаты, как с разрешения Центральнаго правительства Китайской Республики. Таковое разрешение будет даровано концессионерам, если тому не будут препятствовать особыя соображения.

Само собою понятно, что настоящее постановление не относится к веткам, постройка коих уже предвидена в актах на получение концессий русско-подданных, утвержденных Центральным правительством Китайской республики, как это оговорено в последующей статье.

VIII

Контракты, заключенные между русскими предпринимателями и властями Хулунбуира, разсмотренные смешанной комиссией из русских и китайских делегатов, в настоящее время утверждены правительством Китайской Республики.

(подпись) Лу-чжэн-сян

(подпись) Крупенский

АВПРИ. Ф. Китайский стол. Оп. 491. 1912-1915. Д. 3443. Л. 54-57. Копия. Перевод с французского яз. Опубл.: Сборник документов, относящихся к Китайской Восточной железной дороге. С. 250-252.

Подлинник на французском яз. — АВПРИ. Ф. Трактаты. Оп. 3. 1915. Л. 1-11**.

Перевод с китайского яз. — Там же. Л. 71-71 об.

* В документе: безпосильными.

** Ниже текста подписи (латинскими буквами): Лу Чжэнсян, В. Крупенский. Листы документа сшиты лентой, скрепленной оттисками двух сургучных печатей: Российская императорская миссия в Пекине и Вай цзяо бу.


Комментарии

1. Барга (Хулунбуир) — название территории в бассейне рек, составляющих верхнее течение Аргуни и ее притоков: Хайлара, Халхи с Уршуном и отчасти Керулена. Административно-политический и торговый центр-Хайлар.

После революции 1912 г. в Китае Барга объявила о своем добровольном присоединении к вновь образованному монгольскому государству. Вслед за Баргой последовало большинство хошунов Внутренней Монголии. Однако в результате посылки китайских войск во Внутреннюю Монголию и Баргу и развернувшихся там жестоких репрессий, им не удалось остаться в составе Монголии.

Как писал в своем "Кратком историческом очерке об устройстве Хулунбуира" вице-консул в Хайларе Усатый, "с точки зрения китайскаго закона" Хулунбуир находился "в таком же отношении к Китаю, как княжества Внутренней Монголии, которой ведала та же Первая экспедиция Палаты, какая ведала и Хулуньбуиром" (АВПРИ. Ф. Китайский стол. Оп. 491. 1913-1914, Д. 760. Л. 154).

2. В 1914 г. в Китае начали проводиться новые административные реформы. Одновременно с перестройкой центральных органов власти происходило разделение гражданской и военной администрации на местах. Должность фудутуна была сохранена лишь в Хулунбуире по соглашению русского и китайского правительств.