№ 106

1907 г. октября 7.Соглашение относительно эксплуатации телеграфных линий КВЖД и передаче Императорской китайской телеграфной администрации всех телеграфных линий, построенных российским правительством в Северной Маньчжурии вне полосы отчуждения КВЖД

Соглашение между Управлением Китайской Восточной железной дороги и императорскою китайскою телеграфною администрациею (Телеграфная конвенция).

Соглашение заключено в 1-й день 9-й луны 33-го года Правления Гуан-сюй-я, то есть 7 октября 1907 года н[ового] ст[иля] между Императорскою китайскою телеграфною администрацией (ниже называемою Телеграфной администрациею), с одной стороны, и Управлением Китайской Восточной железной дороги, с другой стороны.

В виду того, что отправление и разрешение третьим лицам отправлять частныя телеграммы в Китайской империи есть императорская прерогатива, вверенная Управлению Телеграфной администрации, а также, в виду того, что концессия, дарованная императорским китайским правительством Управлению железной дороги *, разрешает последнему строить и эксплоатировать такия телеграфныя линии, какия необходимы будут для эксплоатации ея железнодорожной сети, ограничивая, однако, пользование такими телеграфными линиями специальными нуждами железнодорожной службы, а также, в виду того, что в интересах обеих администраций, [342] признается нужным иметь соглашение касательно эксплоатации телеграфных линий, находящихся в сфере концессии, дарованной Управлению железной дороги, поэтому обе вышепоименованныя стороны, признав каждая в отдельности подлежащими соблюдению постановления и правила, установленныя ниже, обоюдно пришли к следующему соглашению.

Статья I.

А) Чтобы облегчить обмен телеграмм, Телеграфная администрация соединит наиболее важныя железнодорожныя станции со своими местными телеграфными станциями.

В) На существующих железнодорожных станциях Управление железной дороги обязуется принимать и передавать частныя телеграммы и будет взимать за те телеграммы, которыя адресованы в места, расположенныя по железной дороге или в Российской империи и следуют исключительно по железнодорожной и русским телеграфным линиям, такую плату, которая будет назначена российским правительством. Но за все такия телеграммы (как входящия, так и исходящия) Управление железной дороги будет уплачивать Телеграфной администрации определенную плату в два мексиканских цента за слово, причем, однако, предусматривается, что телеграммы чисто служебнаго характера освобождаются от всякой платы, так же, как и телеграммы, обмениваемыя с русскими телеграфными станциями транзитом по телеграфу Китайской Восточной железной дороги.

С) Все другия телеграммы, поданныя на железнодорожных станциях, будут передаваться на ближайшую станцию Телеграфной администрации, и за такия телеграммы (так же, как и за телеграммы, упомянутыя под литерою В, если будут переданы Телеграфной администрацией) Управление железной дороги будет уплачивать Телеграфной администрации полную стоимость дальнейшей отправки, за вычетом пяти мексиканских центов со слова, каковые пять центов считаются как вознаграждение, причитающееся Управлению железной дороги за передачу этих телеграмм.

D) Телеграфная администрация будет во всех своих конторах принимать телеграммы, адресованныя во все пункты, расположенные по железной дороге, и на ближайшей своей телеграфной станции передавать таковыя телеграммы Управлению железной дороги для дальнейшей отправки, уплачивая последнему по пяти мексиканских центов за все такия телеграммы.

Статья 2.

Управление железной дороги обязуется никоим образом не создавать конкуренции Телеграфной администрации более низкими тарифами или иными средствами. Исключение составляют телеграммы, адресованныя в пункты, упомянутые в статье 1-й под литерой В, когда оне направляются исключительно по железнодорожной и русским телеграфным линиям. [343]

Статья 3.

Правила, изложенныя в Международной телеграфной конвенции и в приложенных к ней служебных постановлениях, касательно общаго образа действий в отношении телеграмм, должны соблюдаться договаривающимися сторонами касательно всех телеграмм, с которыми оне имеют дело.

Статья 4.

Специальные счета будут вестись по обмену телеграмм на станциях, где таковой обмен будет производиться, причем эти счета будут ежедневно сравниваемы и проверяемы.

Все служебныя телеграммы или касающиеся заключений счетов будут передаваться безплатно.

Заключение счетов будет иметь место в конце каждаго месяца, причем полученный баланс будет уплачиваться два месяца спустя по истечении месяца в счет Управления железной дороги в Харбине или Телеграфной администрации в Шанхае.

Месяц будет считаться по европейскому календарю.

Статья 5.

Прием платы на всех станциях, а равно и обоюдные расчеты будут производиться в мексиканских долларах.

Что касается платежей Телеграфным администрациям вне Китая, то курс таковых уплат будет устанавливаться по соглашению договаривающихся сторон в течение месяца, предшествующего каждой четверти (года), на основании средняго курса за время трех месяцев, предшествующих месяцу, в течение котораго определяется курс.

Статья 6.

Во время перестройки или ремонта какой-нибудь части линии, принадлежащей Телеграфной администрации, или когда признается необходимым произвести осмотр линий или телеграфных станций близ железной дороги, служащие Телеграфной администрации, иностранцы или китайцы, будут иметь право на даровой билет (I-го, II-го и III-го класса, смотря по обстоятельствам) во всех поездах на участке, где производится постройка, ремонт или осмотр.

Даровой билет имеет быть возвращен Управлению железной дороги тотчас по окончании работ.

Все инструменты, припасы и телеграфные материалы, отправляемые из и предназначаемые для телеграфных станций, принадлежащих Телеграфной администрации и расположенных в сфере железной дороги, будут перевозиться Управлением железной дороги за плату, равную трем четвертям обычнаго тарифа за соответствующие предметы, однако доставка их будет производиться с такою же скоростью и заботливостью, как будто они уплачивают полный тариф.

Статья 7.

Ни Телеграфная администрация, ни Управление железной дороги не будут принимать к себе на службу кого бы то ни было, кто [344] состоит на службе или три месяца назад состоял на службе другой администрации, не получив в каждом случае особаго согласия на то последней.

Статья 8.

Все телеграфныя линии, построенныя российским правительством в Северной Маньчжурии, вне полосы отчуждения, будут при подписании настоящаго Соглашения переданы Телеграфной администрации по цене, установленной взаимным соглашением обеих договаривающихся сторон.

Статья 9.

В случае, если японская и русская железныя дороги или железнодорожные телеграфы в Маньчжурии будут соединены, устанавливается, что Управление железной дороги будет разрешать обмен только действительно служебных телеграмм по обеим сетям.

Статья 10.

В случае, если возникнет несогласие касательно толкования смысла, выраженнаго в этом Соглашении, то английский текст будет во всех случаях считаться руководящим.

Настоящее Соглашение имеет войти в силу с 1 ноября 1907 года новаго стиля и остается в силе в течение двенадцати месяцев после того, как одна из договаривающихся сторон заявит о намерении изменить или уничтожить его.

Это Соглашение будет утверждено российско-императорским посланником в Пекине и китайским Министерством иностранных дел.

Во свидетельство чего нижеподписавшиеся, должным образом к тому уполномоченные, подписали настоящее Соглашение.

Написано в Пекине на английском и китайском языках. Два экземпляра, настоящим образом сверенные и найденные тождественными, подписаны на каждом из них языком ** в 7-й день октября 1907 года, соответствующий 1-му дню 9-й луны 33-го года Правления Гуан-сюй.

Подлинный подписали: И. Чешев, Ян-вэн-цзюн.

Читал и одобряю: Д. Покотилов,

вице-президент Вай-ву-бу Лянгуян (печать Вай-ву-бу).

7 октября 1907 г.

Публ. по: Соглашения между Россией и Китаем по вопросам железнодорожным... С. 60-64. Опубл. также: Сборник документов, относящихся к Китайской Восточной железной дороге. С. 130-134.

* См. док. № 65.

** Так в публикации.